Судебная власть представляет

1. Понятие судебной власти, правосудия, их признаки

В соответствии с концепцией разделения властей государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную.

При этом в соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме.

2. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ»). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе РФ». Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное — разрешение уголовных дел; гражданское — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон «О судебной системе РФ», перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности также помещена в главу 7 «Судебная власть». Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке,. Определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения — заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом «О Конституционном суде РФ». Уголовное, гражданское и арбитражное — по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда — один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

В Законе о судебной системе Российской Федерации закреплены основные признаки судебной власти с позиции разделения властей и отделения судебной власти от законодательной и исполнительной.

Однако анализ данного Закона и других законов о судоустройстве позволяет выдвинуть и обосновать еще ряд особенностей судебной власти, в частности:

* осуществляется на профессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовым положением), установленным законом;

* подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

* правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

* полнота власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных;

* исключительность, т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно, исключающая вторичное наказание лица судом.

Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение:

* контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

* обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

* разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики;

* направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

* участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению.

Правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Их основная цель — обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства. В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ к ним относятся: конституционное; гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства) применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.

Судебная власть представляет

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118-129)

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом «О судоустройстве». Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Понятие судебной власти

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Это положение закреплено в ст. 10 Конституции РФ. Тем самым судебная власть определена в качестве официальной ветви общей государственной власти.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Хотя определение судебной власти в Конституции РФ не закреплено, из содержания двух вышеуказанных статей вытекает, что оно должно опираться на трактовку термина «власть» применительно к судебной деятельности.

В общепризнанном значении словом «власть» обозначается «право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле». Во втором значении этого слова власть представляет собой собирательный термин государственного руководства в лице его органов. Из этого вытекает, что под властью одновременно понимается и то, что она осуществляется соответствующими органами (в нашем случае — судебными), и то, что власть реализуется путем воздействия на те или иные социальные отношения с целью их урегулирования.

Исходя из этого, судебная власть представляет собой единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации указанных полномочий.

Судебная власть обладает рядом признаков, обусловленных ее местом и ролью в общем государственном механизме.

1. Качественная определенность судебной власти. Данный признак означает, что судебная власть имеет свои собственные рамки и содержание, выделяющие среди иных ветвей государственной власти. Качественная определенность, непохожесть судебной власти обусловлена тем особым местом, которое занимает данная ветвь власти в общем механизме государства, и специфическими формами и способами ее реализации.

2. Самостоятельность судебной власти. Это означает, что в своем проявлении судебная власть не зависит от других ветвей власти, а также от любых должностных лиц, которые представляют государственную власть. Более того, при принятии решений по конкретным делам суды не зависят от вышестоящих судебных органов, а дальнейшее движение дела имеет инстанционный характер.

3. Подзаконность судебной власти. Принимая решения, суд действует в строгом соответствии с законом. Суд не создает новых правовых норм, а лишь надлежащим образом применяет закрепленные в законе предписания. Тем более суд не вправе подменять законность целесообразностью. При формулировании разъяснений по вопросам судебной практики суд не вправе входить в сферу ведения законодательной власти. В то же время высшие судебные органы являются субъектами законодательной инициативы, поэтому при необходимости она вправе обращаться с предложением о внесении изменений в действующее законодательство в законодательный орган — Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Судебную власть обычно рассматривают в качестве носителя функции правосудия как основного направления ее реализации.

Вместе с тем круг обязанностей, осуществляемых в рамках судебной власти, несколько шире и включает в себя реализацию как процессуальных, так и организационных функций.

К процессуальным функция.» судебной власти относятся такие направления деятельности судов, которые регламентированы процессуальным законодательством и осуществляются в строго установленном законом порядке.

При этом судебная власть реализуется по следующим направлениям: судопроизводство в Конституционном Суде РФ; рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; рассмотрение жалоб, запросов и иных обращений в рамках осуществления судебного контроля; апелляционное, кассационное и надзорное судопроизводство; обеспечение исполнения судебных решений, а в ряде случаев -решений других органов (контроль над исполнительным производством).

К организационным функциям судебной власти относятся такие направления ее деятельности, которые являются вспомогательными по отношению к полномочиям первой группы и обеспечивают их надлежащее выполнение.

Данные функции состоят в следующем: разъяснения по вопросам судебной практики; толкование законов; использование права обращаться с законодательной инициативой; участие в формировании судейского корпуса; организационное обеспечение деятельности судов.

Судебная власть: понятие и основные признаки. — Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «правоохранительные органы»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Статья 10 Конституции РФ устанавливает: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть является одним из видов государственной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1) исключительностью. Она реализуется только специальными государственными органами — судами в лице профессиональных судей и привлекаемых в соответствующих судах к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»;

2.)независимостью, самостоятельностью, обособленностью. Она
осуществляется независимо от законодательной (представительной) и исполнительной власти. Суды подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения.
Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры;

3.) судопроизводством как средством ее реализации. Она осуществляется только посредством установленного Конституцией и законами процессуального порядка по соответствующим категориям дел. Детальная регламентация деятельности судов и точное исполнение судами всех процессуальных требований при рассмотрении и разрешении дел предусмотрены в интересах установления всех фактических обстоятельств дел и вынесения по ним обоснованных и законных решений.

4.)подзаконностью. Компетентность судов определяется действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ. Законодательная и исполнительная власть не вмешиваются в деятельность судов.

5)обязательностью судебных решений. Все законные и обоснованные требования и распоряжения суда обязательны для исполнения всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Вступившее в силу решение суда носит характер закона и действует на всей территории России.

Смотрите еще:

  • Норма рабочего времени за 2014г Производственный календарь 2014 Производственный календарь на 2014 год с праздниками и выходными утвержденный правительством РФ для пятидневной рабочей недели. Всего в 2014 году было 247 рабочих дней (1970 часов) и 118 выходных дней для 5 дневки. Производственный календарь на 2014 […]
  • Статья 253 приложения о marat1995 › Блог › МСК FIA. каркас Приложение 14 к КиТТО правилах применения каркасов безопасности. 1. Предписания данного Приложения обязательны для всех легковых автомобилей, если иное не оговорено техническими требованиями к классу.2. Максимальный срок эксплуатации каркаса […]
  • На кого можно пойти учиться в бресте Профессионально-технические колледжи и лицеи УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" Адрес: г. Брест, Героев обороны Брестской крепости, 78 Телефон: (8 0162) 21 55 79 (приемная комиссия), 21 31 83 (приемная директора) Аббревиатура: БрГПТКТ УО "Брестский […]
  • Протокол задержания транспортного средства коап Статья 27.13. Задержание транспортного средства 1. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, […]
  • Приказ мвд контрольный отстрел Приказ МВД РФ от 12 апреля 1994 г. N 118 "Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 12 апреля 1994 г. N 118"Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного […]
  • Комментарий к ст 2431 ук рф Комментарий к ст. 199 УК РФ 1. Организации (юридические лица) уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и др. К организациям, о которых говорится в ст. 199, […]
  • Уголовный закон имеет обратную силу в случае Статья 10. Обратная сила уголовного закона 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до […]
  • Ндс куда и как платить Порядок и сроки уплаты НДС в 2018 году Уплата НДС в 2018 году - сроки уплаты рассмотрим в статье - осуществляется равными частями в течение 3 месяцев после отчетного квартала. Какой порядок и сроки предусмотрены законодательством РФ для сдачи отчетности и уплаты НДС, читайте в […]