Статья 24 о рекламе

Оглавление:

Письмо ФАС России от 21.06.2017 N АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 Коап РФ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 21 июня 2017 г. N АД/41673/17

О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 14.3 КОАП РФ

В соответствии с пунктом 17 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2017 N 523/17, ФАС России направляет разъяснение о применении части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , в части применения указанной нормы к рекламе методов методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в части требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

Данная норма устанавливает повышенный размер административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе в части требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских услуг и биологически активных добавок. При этом, правовая конструкция данной нормы указывает, что реклама методов лечения входит в состав рекламы медицинских услуг.

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации установлены в статье 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. В соответствии с частью 7 данной статьи реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, статья 24 Федерального закона «О рекламе» также предусматривает, что реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации является частью рекламы медицинских услуг.

Учитывая изложенное, положения части 5 статьи 14.3 КоАП РФ применяются в случае выявления нарушения законодательства о рекламе в рекламе медицинских услуг, в состав которой входит не только реклама методов лечения, но также и реклама методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации.

Стоит отметить, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Вопрос об отнесении тех или иных способов воздействия на организм человека к методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации входит в компетенцию Минздрава России.

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

3. Требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

3.1. Требования пунктов 2 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

4. Требования пунктов 1 — 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — 38-ФЗ О рекламе. Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

По факту размещения данной рекламы антимонопольным органом было возбуждено дело N Р-16/31 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: в отношении общества «Мой доктор» (рекламодателя) — по признакам нарушения требований пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»; в отношении Издательского дома «Амурская правда» (рекламораспространителя) — по признакам нарушения требований части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

По факту размещения данной рекламы антимонопольным органом было возбуждено дело N Р-16/31 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: в отношении общества «Мой доктор» (рекламодателя) — по признакам нарушения требований пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»; в отношении Издательского дома «Амурская правда» (рекламораспространителя) — по признакам нарушения требований части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

22. Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

5) соблюдение положений статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, N 12, ст. 1232), касающихся рекламы изделий медицинского назначения.

1.4. При исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверок деятельности организаций, осуществляющих производство, оборот и использование изделий медицинского назначения, исполняются следующие административные процедуры:

статьей 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, N 12, ст. 1232; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; 2007, N 16, ст. 1828; 2007, N 30, ст. 3807; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 20, ст. 2255; 2008, N 44, ст. 4985; 2009, N 19, ст. 2279; 2009, N 39, ст. 4542; 2009, N 51, ст. 6157; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6430);

Кроме того, с 01.01.2014 вводятся требования к рекламе методов народной медицины. С указанной даты реклама методов народной медицины должна соответствовать пунктам 2 — 5 и 7 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Следовательно, такая реклама не должна:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» сообщает, что в соответствии со статьей 24 п. 6 указанного Закона сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

В случае размещения в теле-, радиопрограмме или теле-, радиопередаче рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму, то в силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Также внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которыми в частях 2, 6, 7 и 8 указанной статьи понятие «лекарственные средства» заменено на понятие «лекарственные препараты».

Закон о рекламе медицинских услуг и лекарств

В Российской Федерации нет специального закона, который устанавливает нормативно-правовые взаимоотношения в рекламной деятельности относительно оказания и обращения медицинских услуг и лекарственных изделий.

Общими законодательными актами являются:

  • ФЗ № 86 «О лекарственных средствах»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 «О рекламе»;
  • Федеральный документ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;
  • Постановление Правительства РФ № 970 «Об утверждении Положения о муниципальном надзоре за обращением медицинских изделий».

Основным документом считается ФЗ «О рекламе» № 38, который был принят участниками Госдумы 14 июня 1995 года. Регулированию медицинских услуг посвящена 24 статья, именно на нее рекламодатель должен опираться при распространении рекламного объявления в данной области.

Можно ли рекламировать медицинские услуги?

В июне 2014 года был одобрен Федеральный закон от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменений в 24 статью Федерального закона «О рекламе», согласно которому было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Согласно статьи 24 ФЗ «О рекламе», пропаганда медицинских услуг обязательно должна сопровождаться специальным сообщением, которое предупреждает о возможных ограничениях к их употреблению. А также сопровождаться рекомендацией о необходимости ознакомления с предписанием по их использованию или получении квалифицированной консультации у специалистов. Длительность размещения рекламы в радиопередачах, не должна быть более 3 секунд, а распространение в телепередачах, кино и видеообслуживании может быть продлена до 5 секунд.

Стоит отметить, что нормы и требования 7 части 24 статьи не относятся к рекламе, которая размещается в местах проведения медицинских и фармацевтических выставочных конгрессов, занятий и семинаров. А также в типографических публикация специального назначения, клиентами которых являются исключительно сотрудники медицинских и фармацевтических назначений.

Изменения в законе о рекламе

Главные изменения в законе, касающиеся рекламы соответствующих услуг, заключаются в уточнении некоторых медицинских терминов. Это связано с тем, что рекламодатели и распространители рекламы зачастую ошибочно воспринимали такие понятия, как медицинские услуги и медицинская деятельность. Медицинские услуги — врачебное вмешательство или комплекс врачебной помощи, которые направлены на осуществление профилактических, диагностических и лечебных действий. А понятие «медицинская деятельность» значительно шире.

Согласно изменениям в законе нельзя применять точные наименования медобслуживаний, а именно:

  • рентген;
  • УЗИ;
  • кардиограмма;
  • МРТ;
  • протезирование;
  • все подвиды анализов, процедур и терапий, а также выдачу врачебной документации.

Запрещается использовать фразы, которые напрямую касаются обеспечения здравоохранения, а также определенных действий врачей или медучреждений, например:

  • консультирование;
  • прием;
  • медосмотр;
  • обследование;
  • врачебная помощь;
  • лечение;
  • операция и т. д.

Не допускается упоминание конкретной медицинской техники — рентгеноскоп, томограф, электрофорез и другие, только если не рекламируется продажа данной техники.

Текст части 8 опубликован в новой редакции: «Пропаганда фармацевтических изделий в формах и дозировках, выданных по рецептам на лекарственные препараты, соответствующее лечение, включая методики диагностирования и профилактики по новым технологиям, допускается на территории проведения выставочных и семинарных собраний, предназначенных только для фармацевтических и медицинских сотрудников».

Узнайте, что предлагают тем, кто решится на переселение на Дальний восток по 119 ФЗ.

Требования к рекламе лекарств

Общефедеральный кодекс от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подразделяется на 2 основные группы требований относительно рекламирования медицинских услуг и лекарств:

  • основные нормы. Данные требования касаются рекламирования в целом, включая и пропаганду медуслуг. Главными требованиями является добросовестность и достоверность информации;
  • специальные нормы.

Реклама лекарственных средств и медицинских услуг имеет некоторые ограничения. Согласно специальным требованиям, пропаганда не должна:

  • напрямую обращаться к лицам, не достигшим совершеннолетия;
  • содержать мнимые представления о преимуществах субъекта рекламирования путем ссылки на факт осуществления исследований, обязательных для общемуниципальной регистрации субъекта объявления;
  • содействовать формированию у потенциального здорового покупателя чувства о необходимости употребления субъекта рекламирования;
  • способствовать формированию ощущения ненужности обращения к врачам;
  • гарантировать стопроцентный результат от применения лекарства, а также его безопасность, производительность и отсутствие побочных действий;
  • предоставлять субъект рекламирования в качестве положительной биологически активной добавки;
  • утверждать, что безопасность и (или) эффективность лекарственного субъекта гарантирована его природным происхождением.

Законодательство Российской Федерации настоятельно рекомендует соблюдать все вышеуказанные правила. За их несоблюдение, статья 14.3 КоАП устанавливает внушительные штрафные санкции. Размер административного взыскания: для российских граждан — от 2 000 до 2 500 рублей; для государственных служащих — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

Разрешенное время для рекламы

Ответственность за несоблюдение нормативных актов России о рекламе, касающиеся времени, месте и средств распространения рекламы, несет рекламораспространитель. Настоящий Федеральный закон не регламентирует специально разрешенное время для рекламирования медицинского обеспечения и лекарственных средств.

В соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2015, было установлено разрешенное время только для пропаганды алкогольной продукции.

Скачать закон о рекламе в последней редакции

Распространение рекламного объявления осложнено тем, что отсутствует судейская практика и официальные разъяснительные записки высших судебных учреждений. То есть, с одной стороны реклама лечебных услуг имеет много ограничений, а с другой — Федеральным законом «О защите прав потребителей» определена обязательность предоставление потребителю нужную и правдивую информацию.

Скачать Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ в новой редакции по ссылке.

Аналитические обзоры

Реклама лекарственных препаратов: матрица рисков

VEGAS LEX_Реклама лекарственных препаратов_матрица рисков_03.2015

VEGAS LEX_Advertising of drugs_risk matrix_03.2015


Введение

Реклама и продвижение лекарственных препаратов является делом тонким и сложным, так как в данной сфере пересекается искусство привлечения внимания к продукту, принципы этики и императивные нормы законодательства о рекламе и законодательства о защите конкуренции.

В этой связи для того, чтобы облегчить работу рекламных и креативных отделов фармацевтических компаний, а также упростить работу рекламных агентств – контрагентов таких компаний, мы подготовили краткую матрицу основных рисков на основе анализа правоприменительной практики в сфере рекламы лекарственных препаратов.

Для этого мы проанализировали практические решения ФАС России и судов за 2013–2014 годы по типичным выявленным нарушениям, которые допускаются при рекламе лекарственных средств, а также отдельные практические решения за указанный период из смежных отраслей, подтверждающие единообразие регуляторных подходов. На основе данного анализа в матрице рисков ниже мы приводим соответствующие обобщения и описываем конкретные иллюстративные примеры.

Тем не менее обращаем внимание на то, что реклама как любой творческий процесс всегда индивидуальна, в связи с чем при оценке возможных рисков (в частности при определении содержания рекламных материалов, адресата таких материалов и порядка размещения) необходимо использовать индивидуальный подход.

Таким образом, на основании указанной нормы закона, а также толкований, данных в правоприменительной практике[1], можно сделать вывод о том, что информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим основным условиям, а именно:

(а) предназначаться для неопределенного круга лиц[2] (что может, в том числе подтверждаться распространением информации в периодическом СМИ или включением соответствующей информации в буклет, который может передаваться от одного лица к другому, или путем проведения акции в аптечном учреждении, направленной на неопределенный круг лиц – потенциальных покупателей аптеки и т.д.);

(б) привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования[3];

(в) способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

При этом на практике аналитические и информационные материалы такие как статьи, брошюры, листовки и т.д. могут быть квалифицированы как материалы, носящие рекламный характер, в связи с чем указание рекламодателя на то, что такие материалы носят справочный характер, не принимается во внимание ФАС России и судами.

Так, например, информация о лекарственном препарате, которая была размещена в отдельном блоке рядом со статьей в журнале о красоте и здоровье[4] ФАС России в своем Решении по делу № РЦ.08.12.58 от 22 ноября 2012 года признала рекламой, несмотря на доводы о том, что данная информация является аналитическим материалом, из которого не виден объект рекламирования, поскольку отсутствуют сведения о производителе и месте распространения указанного препарата.

Также суды могут отклонять доводы о том, что рекламный буклет аптечной организации (в том числе содержащий сведения о рецептурных лекарственных препаратах) направлен на продвижение товарного знака соответствующей сети аптек, а не на рекламу указанных в буклете лекарственных средств. Например, в Постановлении по делу № А56-74059/2013 от 29 июля 2014 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд установил, что в буклете аптечной организации отсутствовала какая-либо значимая информация о товарном знаке (знаке обслуживания или иных средствах индивидуализации юридического лица – аптечной организации), но при этом перечислялись адреса аптек, приводилась информация о применяемых в аптеках дисконтных системах, а оставшиеся страницы содержали информацию о лекарственных средствах и услугах партнеров соответствующей аптечной организации. В этой связи суд не нашел оснований для вывода о том, что размещенная на указанных страницах информация о лекарственных средствах была направлена на привлечение внимания к какому-либо иному объекту рекламирования, кроме собственно лекарственных средств.

Решение УФАС по Московской области по делу № 08-21/1-14 от 10 июля 2014 года также свидетельствует о том, что рекламой может быть признано размещение в печатных СМИ информации об определенной аптеке с указанием наименований лекарственных препаратов и цен на них, несмотря на доводы самой аптеки о том, что такая информация относится к справочно-информационным материалам.

В качестве еще одного примера можно привести Постановление Новгородского УФАС о наложении штрафа по делу № 13 об административном правонарушении от 22 октября 2014 года. В нем антимонопольный орган отклоняет доводы о том, что выпуски телепередачи «Красота и здоровье» носили не рекламный, а справочно-информационный характер. При проверке антимонопольный орган установил, что: (i) в указанных выпусках содержалась подробная информация об определенных товарах – прогрессивных оптических линзах и очковых линзах конкретной торговой марки; и (ii) перед окончанием телепередачи транслировалась информация в текстовой форме, которая в контексте предыдущего содержания программы очевидным образом указывала на конкретное лицо, к которому можно обратиться за приобретением соответствующих товаров. В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о том, что указанные выпуски телепередачи «Красота и здоровье» были направлены на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенному товару (медицинским изделиям – оптическим очковым линзам) и к лицу его реализующему (сети салонов по продаже линз и очков). При таких обстоятельствах антимонопольный орган не смог сделать вывод о справочно-информационном характере телепередачи и отсутствии объекта рекламирования, поскольку целью распространения данной информации в телеэфире было продвижение товаров конкретного продавца на рынке путем указания преимуществ и особенностей использования данных товаров и сообщения контактных данных определенной торговой сети.

Составы правонарушений, указанные в статье 5 Федерального закона «О рекламе» и статье 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), содержат ряд сходных положений в отношении распространения несоответствующих действительности сведений, введения потребителей в заблуждение, некорректного сравнения товаров между собой. При этом в правоприменительной практике судов и ФАС России были даны разъяснения в отношении того, какие нормы должны применяться при рассмотрении конкретной ситуации.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при разграничении сферы применения данных статей необходимо исходить из того, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии конкуренции с указанным лицом, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ (устанавливает ответственность за нарушение законодательства о рекламе), а не статьей 14.33 КоАП РФ (устанавливает ответственность за недобросовестную конкуренцию).

В Информационном письме № АК/25319/14 от 25 июня 2014 года о соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» ФАС России указала, что если информация, которая содержит несоответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение товаров между собой, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе. Если же подобная информация распространяется не только посредством рекламы, но и иными способами (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам и т.д.), то она подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).

Таким образом, при определении стратегии продвижения товаров (в том числе лекарственных средств) или определенного бренда на рынке всегда необходимо учитывать риски, связанные с возможностью применения как законодательства о рекламе, так и законодательства о защите конкуренции.

Реклама методов лечения

18 августа 2016 г. Верховный суд вынес решение, которым признал не действующим абзац десятый пункта 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе».

Данный абзац посвящен толкованию понятия «методы профилактики, диагностики, лечения», которое дали специалисты ФАС. Данное решение крайне важно для рекламной отрасли, но, чтобы понять всю важность данного решения необходимо обратиться к истории возникновения проблематики рекламы методов лечения.

Действующий рекламный закон во многом напоминает «письмо из Простоквашино», поскольку в него регулярно вносятся изменения, при это вносятся они с существенными недостатками юридической техники.

Поскольку реклама является производным явлением, то невозможно создавать рекламное законодательство без учета законодательства, которым регулируется оборот товаров, которые рекламируются, проще говоря нет товара, не может быть его рекламы.

Поэтому если хочется ограничить рекламу фаст-фуда, то нужно прежде всего внести понятие фаст-фуда в нормативный акт, регулирующий оборот пищевой продукции, а потом регулировать порядок рекламы фаст-фуда.

Однако, на практике обратные ситуации возникают нередко, в результате появляются коллизии и/или законодательные пробелы, поскольку появляется новелла, которая никак не связана с иным законодательством.

Пример такой ситуации как раз может проиллюстрировать эпопея изменений в правовом регулировании рекламы медицинских услуг и методов лечения. Так ФЗ от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены следующие изменения:

— ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе была изменена следующем образом: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники».

А ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе получила следующую редакцию: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

В результате ошибки в юридической техники получилась следующая коллизия, ч. 7 ст. 24 противоречила ч. 8 данной статьи, поскольку получалось, что реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов; в то же время данное требование не распространяется на рекламу медицинских услуг в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников (ч.7 ст. 24), это означало, что реклама медицинских услуг допускается не только на специальных мероприятиях, но и в иных местах, но при наличии дисклеймера, однако ч. 8 ст. 24 говорит, что такая реклама разрешена лишь в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

Разъясняя данную коллизию ФАС РФ, в информационном письме от 20 января 2014 г. N АК/1193/14 выбрал позицию, указанную в ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе. Хотя в данной ситуации можно было применить следующий подход, поскольку из закона не ясно каким образом должны рекламироваться медицинские услуги, и с учетом общего принципа рассмотрения административных споров – любые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, то возбуждение дел по ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе не допускается.

Осознав свою ошибку, законодатель решил ее исправить, но получилось это специфически, так с 30 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ «О внесении изменения в ст. 24 Федерального закона «О рекламе», исключающий из сферы регулирования ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе» рекламу медицинских услуг.

В итоге ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе на сегодняшний день выглядит следующим образом: реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

То есть в данной статье остался запрет на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения в иных местах, кроме специализированных врачебных мероприятий. Очередная ошибка в юридической технике, ведь нельзя было исключать из действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе медицинские услуги, не исключив методы профилактики, диагностики, лечения, поскольку медицинская услуга и метод лечения соотносятся как вид и род, то есть в рекламе допускается говорить какую процедуру предлагает клиника, но нельзя сказать к какой сфере медицинского вмешательства относится. Так стоматолог может рекламировать услугу протезирования зуба, но он не может сказать какой он для этого будет использовать способ. Ситуация крайне абсурдная.

Возможным решением данной проблемы без вмешательства законодателя было бы формирования подхода, при котором под действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе подпадали только те методы лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, ибо именно так можно прочитать данную норму с учетом все пунктуационных особенностей и целей изначальных законодательных инициатив – отучить потребителей от самолечения.

Однако ФАС РФ в своем письме от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» дал иное толкование, указав что в данной норме несколько объектов регулирования:

— реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,

— реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,

— реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

То есть ФАС отнес требование о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий. Более того, в данном письме ФАС попытался решить другую проблему – отсутствие законодательного определения методов лечения, указав, что по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

На основании позиций, указанных в данном письме, за нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе к административной ответственности был привлечен Ставропольский «Центр лазерной коррекции зрения и хирургии катаракты (ООО «Офтальма»).

Так 6 ноября 2015 года в г. Ставрополе в районе дома № 68 по ул. Глинки был выявлен факт размещения наружной рекламы следующего содержания: «Центр лазерной коррекции зрения. – диагностика и лечение глазных болезней – микрохирургия глаза – хирургия катаракты, глаукомы – эксимер-лазерная коррекция близорукости, дальнозоркости, астигматизма ул. Матросова, д. 65А, тел./факс: 8(8652) 33-33-22. www.oftalma.ru».

Решением УФАС Ставропольского края от 16.12.2015 по делу № 107 о нарушении законодательства о рекламе данная реклама признана ненадлежащей, поскольку она нарушает положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

В рамках судебного оспаривания данного решения общество указывало, что спорная информация не может быть квалифицирована как реклама метода лечения, так как действующее законодательство не содержит понятия «метод лечения».

Суд с данным доводом не согласился, указав, что федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, но данное определение есть в Письме ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, и на основании этого оставил решение УФАС в силе.

Общество не согласилось данным подходом и обратилось в Верховный Суд Российской Федерации заявлением о признании недействующими положений Письма ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, ссылаясь на то, что в данном Письме содержится нормативное определение методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, что не относится к полномочиям ФАС России, которая не вправе осуществлять нормативное регулирование в сфере здравоохранения.

Верховный суд согласился с данным подходом, указав, что оспариваемое разъяснение дано с превышением полномочий ФАС России и не соответствует требованиям закона.

Фактически данным решением Верховный суд в очередной раз обнажил крайне острую проблему законодательного отсутствия определения понятия «методов лечения». Фарминдустрия один из ключевых игроков на рекламном рынке, а учитывая специфику рекламируемых товаров, которые напрямую влияют на здоровье потребителя, поэтому определённость в подходах рекламы методов лечения крайне важна.

Однако, на сегодняшний рекламная индустрия опять оказалось в ситуации полной неопределённости в вопросе допустимости рекламы методов лечения, с одной стороны Письмо ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 в части отнесения требований о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий, а не к методам лечения сохранено, но с другой стороны у антимонопольных органов в отсутствии законодательного определения «метолов лечения» нет возможности применять положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

Еще раз нужно отметить, что сложившаяся ситуация, когда можно рекламировать медицинские услуги, которые входят в методику лечения, но при этом нельзя рекламировать сами методы лечения представляется крайне абсурдной. Поэтому законодателю устранить данное противоречие, как это было сделано с рекламой медицинских услуг.

UPD. 20 февраля 2017 года Верховный суд опять вернулся к данной проблеме. В Определении ВС от 20 февраля 2017 г. N 308-АД16-10650 суд указал, что

Закона о рекламе допускает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в составе видов (перечня) медицинских услуг, оказываемых соответствующим медицинским учреждением, предусматривая лишь необходимость предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Вместе с тем реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.

Смотрите еще:

  • Куплю кроликов на развод Объявления Кролики новозеландские чистопородные (молодняк НЗБ НЗК) Кролы и крольчихи из Журавлихи. В продаже кролики мясного направления : Новозеландская белая порода (НЗБ), Новозеландская красная порода (НЗК). В наличии самцы и самки от 2-х мес до 6 мес, разные линии.Цены: НЗБ-НЗК 500 […]
  • Адвокат аугсбург Адвокат в Москве, в Германии Юридические услуги в Германии (Юридические услуги Германия) Документирование иностранцев в Германии Мы готовы помочь оформить любую визу, ВНЖ, Гражданство Германии в Аугсбурге для иностранцев Юридические услуги в 21 стране мира! У нас есть партнеры в 21 […]
  • Игорь лобанов адвокат Тренер Кэш Известный музыкант, гитарист, вокалист, продюсер, основатель групп End Zone и Слот.Спортсмен саночник. Мастер спорта. Бронзовый призер Чемпионате мира 1992. Игорь Лобанов родился 4 июля 1969 года в городе Москва. В юности активно занимался спортом. Окончил Московскую академию […]
  • Ст 24 упк рф п1 ч1 комментарий Ст 24 упк рф п1 ч1 комментарий 1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1) отсутствие события преступления; 2) отсутствие в деянии состава преступления; 3) истечение сроков давности уголовного […]
  • Статья 24 упк рф часть 4 Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела 1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1) отсутствие события преступления; 2) отсутствие в деянии состава […]
  • Земельный участок в горицах Купить участок в селе Горицы в районе Суздальский во Владимирской области Участок 17 сот. ИЖС Газ: есть Код объекта:67020 с. Горицы, Суздальского р-на, в 9 км от Владимира. Шикарный участок, ровный, квадратной формы под строительство. Параметры участка 37 х 47 м. Газ и свет по […]
  • Возьму в долг под расписку в екатеринбурге Дам деньги в долг в Екатеринбурге частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного скоринга. Поэтому гарантируем результат. […]
  • Экзамен для получения вида на жительство в москве Экзамен на вид на жительство Перед началом тестирования экзаменатор сообщит вам инструкцию по выполнению теста, время выполнения теста и правила прохождения компьютерного тестирования. Все уточняющие вопросы по процедуре экзамена вы можете задать только до начала экзамена. Во время […]