Ст16 закон о регистрации

Оглавление:

Согласно части 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Согласно части 1 ст. 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно части 3 ст. 187 ГК РФ правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц. Подлежит ли обязательному нотариальному удостоверению доверенность, выданная в порядке передоверия юридическим лицом, для государственной регистрации договора аренды лесного участка в Росреестре (первоначальная (основная) доверенность нотариально удостоверена)?

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

По правовой природе выдача доверенности является односторонней сделкой, так как для возникновения ее юридического эффекта (полномочия) достаточно волеизъявления одной стороны — представляемого, согласия представителя не требуется (п. 2 ст. 154; смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2009 N А52-1258/2008, ФАС Уральского округа от 04.12.2007 N Ф09-9935/07-С6, ФАС Московского округа от 18.07.2006 N КГ-А40/6280-05).

Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются в устной или письменной форме, которая, в свою очередь, может быть простой или нотариальной. В нотариальной форме совершаются сделки, для которых такая форма прямо предусмотрена законом или соглашением сторон (п. 2 ст. 163 ГК РФ).

В частности, как это справедливо отмечено в вопросе, по общему правилу требуют удостоверения доверенности на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ), а также доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, то есть уполномоченным по одной доверенности другому лицу (п.п. 1 и 3 ст. 187 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что каждый из приведенных случаев является самостоятельным основанием для выдачи нотариально удостоверенной доверенности, не связанным с другим, и устанавливается различными статьями ГК РФ. Иными словами, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверенной даже в том случае, если она выдается на совершение действий, не связанных с подачей заявления в органы, регистрирующие права и сделки. И наоборот — доверенность на совершение действий по подаче заявления о государственной регистрации прав или сделок должна быть нотариально удостоверена, даже если она выдается не в порядке передоверия.

Следовательно, исключения, предусмотренные для каждого из этих правил, действуют только в отношении того правила, для которого эти исключения установлены. То есть доверенность, которая по общим правилам должна была быть нотариально удостоверена одновременно по двум указанным основаниям, подлежит такому удостоверению, если исключение, позволяющее не осуществлять нотариальное заверение, предусмотрено только для одного из этих оснований.

Поэтому норма о том, что доверенность, выдаваемая в порядке передоверия юридическим лицом, руководителем его представительства или филиала, не подлежит нотариальному удостоверению (абзац второй п. 3 ст. 187 ГК РФ), не затрагивает правила п. 1 ст. 185.1 ГК РФ о том, что любая доверенность, выдаваемая на подачу заявления о регистрации прав и (или) сделок, должна быть нотариально заверена.

Исключение, устраняющее необходимость нотариального удостоверения доверенности, выдаваемой для обращения представителя с заявлением о регистрации прав и (или) сделок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлено только для доверенностей, выдаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления на бланках этих органов, за подписью их руководителя и печатью соответствующего органа (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Министерства экономического развития РФ от 24.02.2010 N Д23-552 «О подтверждении полномочий представителя заявителя при государственной регистрации прав»).

Таким образом, в рассматриваемом случае доверенность, указанная в вопросе, должна быть нотариально удостоверена.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

1 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Статья 16. Представление документов на государственную регистрацию прав

1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.

В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

Абзац исключен. — Федеральный закон от 09.06.2003 N 69-ФЗ.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.

Представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктами 1 — 3, 5 и 7 статьи 23.1, пунктом 1 статьи 26, пунктами 1 — 6 статьи 26.1, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом.

Абзац утратил силу.

Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.

Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1.1. Заявления о государственной регистрации прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территориях более одного регистрационного округа (линейные объекты — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними представляются в федеральный орган в области государственной регистрации.

По инициативе заявителя допускается представление заявлений о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги или в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества в федеральный орган в области государственной регистрации или его территориальные органы по месту нахождения таких объектов недвижимого имущества.

Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

При этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом. При подаче такого заявления нотариусом в случаях, указанных в абзаце втором настоящего пункта, заявление подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

2. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье — посредством почтового отправления). При подаче заявления нотариусом в случаях, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:

подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;

подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;

доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц. Заявитель вправе представить выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя (представителя правообладателя, стороны сделки), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и прилагаемых к нему документов. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.

3. В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Союзному государству, от его имени вправе выступать органы Союзного государства или органы государственного управления государств — участников Союзного государства, уполномоченные в порядке, установленном международным договором.

4. Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.

При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

Предусмотренные настоящим пунктом учредительные документы юридического лица либо их нотариально удостоверенные копии или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица.

5. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, в книге учета документов также указывается дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости после завершения на основании указанного заявления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

6. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления или представлены лично через многофункциональный центр, расписка в получении указанных документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.

Если заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информация о приеме указанных документов направляется в течение рабочего дня, следующего за днем приема данным органом указанных документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

7. Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

8. Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.

Днем приема представленных заявителем лично через многофункциональный центр заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения таких заявления и документов, а также указанной в пункте 2 настоящей статьи описи соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, от многофункционального центра. Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не должны превышать два рабочих дня.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

9. Представляемые нотариусом или его работником в случаях, установленных абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Изменения в регистрации недвижимости и кадастровой оценке

За исключением некоторых положений, 1 января 2017 года вступают в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Что необходимо знать о грядущих изменениях?

Единый реестр

В настоящее время сведения об объектах недвижимого имущества аккумулированы в двух информационных массивах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утрачивает силу с 1 января 2020 года), и Государственном кадастре недвижимости (ГКН), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года будет называться законом «О кадастровой деятельности»).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает объединение этих сведений в одном информационном массиве – Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В соответствии со ст. 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН будет содержать сведения как об объектах недвижимости (реестр объектов недвижимости или кадастр недвижимости), так и о правах на них (реестр прав на недвижимость).

Кроме того, ЕГРН будет содержать сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и т. п. (реестр границ).

Как и сейчас, каждый объект недвижимости будет иметь уникальный кадастровый номер (ч. 1 ст. 5 Закона № 218-ФЗ), а каждая запись о праве, ограничении права или обременении – уникальный номер регистрации (ч. 2 ст. 5 Закона № 218-ФЗ). Границы зон с особыми условиями использования территории и иных подобных зон будут идентифицироваться посредством уникального идентификационного реестрового номера – реестрового номера границ.

Ведение ЕГРН будет осуществлять Росреестр.

Новые объекты

В пункте 1 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ предусматривается открытый перечень объектов недвижимости, сведения о которых подлежат включению в ЕГРН в составе кадастра недвижимости. Помимо тех объектов, в отношении которых уже сейчас осуществляется государственный кадастровый учет (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), учету будут подлежать такие объекты, как машино-место, единый недвижимый комплекс, а также предприятие как имущественный комплекс.

Права на предприятие как единый имущественный комплекс (а также ограничения прав и обременения) подлежат государственной регистрации и в настоящее время, однако государственный кадастровый учет предприятий действующим законодательством не предусмотрен.

Машино-места сегодня, как правило, регистрируются в качестве долей в праве общей собственности на помещения, в которых они расположены, что серьезно осложняет их оборот (продажа доли в праве общей собственности производится с соблюдением установленных ст. 250 ГК РФ правил о преимущественном праве покупки). Одновременно с Законом № 218-ФЗ с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в ст. 130 ГК РФ, согласно которым машино-места будут являться самостоятельными объектами недвижимости (Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Конструкция единого недвижимого комплекса, под которым понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, была введена в ГК РФ (ст. 133.1) Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений…».

В статье 46 Закона № 218-ФЗ уточняются основания для кадастрового учета и регистрации прав на подобного рода объекты. В частности, единый недвижимый комплекс может быть образован из уже учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости по заявлению собственника таких объектов. Вторым основанием для учета и регистрации прав на несколько объектов недвижимости как на единый недвижимый комплекс является завершение строительства таких объектов, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена их эксплуатация как единого недвижимого комплекса.

В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ к единым недвижимым комплексам применяются правила гражданского законодательства о неделимых вещах.

Одновременно или отдельно?

В настоящее время государственная регистрация прав на объект недвижимости по общему правилу не допускается, если не осуществлен его государственный кадастровый учет (ч. 1.2 ст. 20 Закона № 122-ФЗ). Это же правило будет действовать и со вступлением в силу Закона № 218-ФЗ. При этом, если действующее законодательство вообще не предусматривает возможности одновременного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации прав на него, то Закон № 218-ФЗ устанавливает это в качестве общего правила, исключения из которого предусмотрены ст. 14 данного Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ кадастровый учет и регистрация прав на объект недвижимости будут осуществляться одновременно:

– при создании объекта недвижимости (за некоторыми исключениями, когда кадастровый учет объектов осуществляется в порядке межведомственного взаимодействия согласно ст. 19 Закона № 218-ФЗ);

–образовании объекта недвижимости (за некоторыми исключениями образования земельных участков путем перераспределения, на основании решения об изъятии, а также из участков или земель, государственная собственность на которые не разграничена);

– прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

– образовании или прекращении существования части объекта недвижимости, на которую распространяются подлежащие государственной регистрации ограничения прав и обременения (исключение составляют части земельного участка из состава государственных или муниципальных земель, образуемые в целях установления применительно к ним сервитута).

В части 4 ст. 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрены случаи, когда государственная регистрация прав допускается без одновременного государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а ч. 5 той же статьи – случаи, когда государственный кадастровый учет объекта недвижимости допускается без одновременной государственной регистрации прав на него.

Кто может обратиться с заявлением?

В соответствии с ч. 2 ст. 20 действующего Закона № 221-ФЗ с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости может обратиться любое лицо. В части 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в качестве общего правила предусмотрено, что заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав может подать собственник объекта недвижимости или лицо, в пользу которого устанавливаются ограничения прав или обременения объекта. Иные лица вправе обратиться с таким заявлением только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Аналогичным образом ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ устанавливают круг лиц, которые вправе обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав в случаях, когда кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся не одновременно.

Так, согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав может осуществляться по заявлению сторон договора, на основании которого возникают права, ограничения прав или обременения объекта недвижимости, или по заявлению нотариуса, когда права на объект недвижимости возникают на основании нотариально удостоверенной сделки.

Отказ в приеме документов и их возврат без рассмотрения

В соответствии с ч. 4 ст. 13 действующего Закона № 122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается. Возможность отказа в приеме документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, действующим Законом № 221-ФЗ также не предусмотрена.

С 1 января 2017 года в приеме документов о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть отказано непосредственно в момент их представления, если не установлена личность лица, обратившегося с заявлением (в том числе если не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность).

Как и сейчас, заявление и документы будут возвращаться заявителям без рассмотрения при отсутствии у регистрирующего органа информации об уплате госпошлины или при наличии в реестре записи о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя. К числу дополнительных оснований для возврата заявления и документов Закон № 218-ФЗ относит наличие в заявлении или представленных документах подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, а также несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату.

Основания для приостановления

В части 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень из 55 оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

К числу таких оснований относятся, в частности:

–недостоверность содержащихся в представленных документах сведений (п. 6);

–ничтожность сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости (п. 13);

–превышение пределов компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, издавшего акт, являющийся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 18);

– создание объекта недвижимости на земельном участке, который был предоставлен не для целей строительства (размещения) такого объекта (п. 23) и др.

Увеличиваются по сравнению с существующими и сроки приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению регистрирующего органа приостанавливается на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ), а по инициативе заявителя – на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 30 Закона № 218-ФЗ).

Если в течение установленного срока причины, послужившие основанием для приостановления, не будут устранены, государственный регистратор на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В настоящее время общий срок осуществления государственного учета объекта недвижимости составляет 10 рабочих дней (ч. 1 ст.17 Закона № 221-ФЗ). Аналогичный общий срок установлен для государственной регистрации прав (ч. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ общий срок государственной регистрации прав сокращается до 7 рабочих дней, а общий срок осуществления государственного кадастрового учета – до 5 рабочих дней. Если документы подаются в регистрирующий орган через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), сроки государственной регистрации прав и осуществления государственного кадастрового учета увеличиваются до 9 и 7 рабочих дней соответственно.

Одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав будет производиться в срок 10 рабочих дней (и 12 рабочих дней при подаче документов через МФЦ.)

Сокращенные сроки установлены для регистрации ареста или запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом на основании судебного акта или акта уполномоченного органа (3 рабочих дня), для регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (3 рабочих дня и 5 рабочих дней при подаче документов через МФЦ, а при предоставлении документов в электронной форме – 1 рабочий день), для регистрации ипотеки жилого помещения (5 рабочих дней и 7 рабочих дней при подаче документов через МФЦ).

Новые правила

В настоящее время государственная кадастровая оценка объектов недвижимости производится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». С 1 января 2017 года такая оценка будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

По новым правилам государственная кадастровая оценка объектов недвижимости будет проводиться специально созданными в субъектах РФ бюджетными учреждениями (в настоящее время для этих целей на конкурсной основе привлекаются независимые оценщики) на основании единой методики (единство методологии определения кадастровой стоимости провозглашено в качестве принципа государственной кадастровой оценки).

Убытки, причиненные в связи с нарушениями, допущенными бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, будут в полном объеме возмещаться за счет этого бюджетного учреждения, а при недостаточности у него средств – за счет бюджета субъекта РФ.

Статья 22 Закона № 237-ФЗ сохраняет существующий порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре или в суде. В случаях, когда по заявлению собственника объекта недвижимости его кадастровая стоимость была существенно снижена (чем могут быть затронуты права и законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет), кадастровая стоимость на основании Постановления КС РФ от 05.07.2016 № 15-П может быть оспорена органом местного самоуправления.

В статье 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменеий…» и ст. 24 Закона № 237-ФЗ был установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости на период до 1 января 2020 года (в течение этого времени должна была применяться кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2014 года). Однако субъектам РФ будет предоставлено право от этого моратория отказаться. Соответствующий законопроект № 11078-7 был принят Госдумой РФ в третьем чтении 18 ноября 2016 года и, после подписания Президентом, стал Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений. ».

Смотрите еще:

  • Ч3 ст185 тк рф Статья 185 ТК РФ. Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр Новая редакция Ст. 185 ТК РФ На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту […]
  • Комментарий к ст 271 тк рф Комментарии к СТ 271 ТК РФ Статья 271 ТК РФ. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы 1. Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ ч. 3 данной статьи приведена в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ […]
  • Статья 185 часть 3 уголовного кодекса украины Ответственность за хищение металла, кабелей по ст. 185 ч.2 УК Украины Ответственность за хищение металла, кабелей по ст. 185 ч.2 УК Украины Вопрос :Здравствуйте! У моего сына произошла такая ситуация: с другом искали ненужный металлолом с помощью металлоискателя возле военного городка […]
  • Семейный кодекс постатейные комментарии Семейный кодекс постатейные комментарии Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации Антокольская М. В. - кандидат юридических наук (Московская государственная юридическая академия) - ст. 4 - 5 гл. 1; ст. 80 - 88 гл. 13; ст. 89 - 92 гл. 14; ст. 93 - 98 гл. 15; ст. 99 - 105 гл. […]
  • П 3 346 нк рф Статья 346.11 НК РФ. Общие положения СТ 346.11 НК РФ. 1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к […]
  • Гражданский кодекс рф от 30111994 г 51-фз Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 октября 1994 года Статья 1. Ввести в действие часть первую […]
  • Ст 106 ук рф объект преступления Убийство матерью новорожденного (уголовно-правовой разбор) Убийство матерью новорожденного - понятие Под убийством матерью новорожденного ребенка принято понимать противоправное умышленное причинение смерти другому лицу (своему ребенку) совершенное: 1) во время родов; 2) сразу же после […]
  • Ст 228ч 3 ук рф Адвокат по уголовным делам Гос. обвинитель просил назначить подсудимому наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы по ч.3 ст.228.1 УК РФ - суд переквалифицировал его действия на ч.1 ст.228 УК РФ и назначил наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы, условно с испытательным […]