Ст 84 фз-123

Оглавление:

Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях

Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях

1-11. В комментируемой статье установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях. При этом следует иметь в виду, что общие требования к системам обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре предусмотрены в ст. 54 комментируемого Закона.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, к моменту принятия комментируемого Закона существовали НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», которые устанавливают типы систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Общие положения названным норм, и вошли, но с определенными изменениями, в комментируемую статью.

Так, в соответствии с п. 3.1 НПБ 104-03 (здесь и далее в ред. приказа МЧС России от 7 февраля 2008 г. N 57*(102)) оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

Общими положениями НПБ 104-03 также предусмотрено следующее:

СОУЭ должна проектироваться с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре (п. 3.2);

СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в п. 3.4 и 3.6 данных норм (п. 3.3);

допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение (термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке), если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям (п. 3.4);

допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3.5);

допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре (п. 3.6);

при разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте (п. 3.7);

размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре (п. 3.8);

СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания. Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности (п. 3.9);

исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3.10);

размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3.11);

эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения. Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения. Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей (п. 3.13);

звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения (п. 3.14);

для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола (п. 3.15);

в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека (п. 3.16);

настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм (п. 3.17);

в защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей (п. 3.18);

речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в п. 3.14-3.16 данных норм (п. 3.19);

установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука (п. 3.20);

настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм (п. 3.21);

количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями п. 3.14-3.16 данных норм (п. 3.22);

оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств (п. 3.23);

звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (п. 3.24);

коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания (п. 3.25);

требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3.26);

управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3.27).

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

С 1 января 2020 г. вступит в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). С даты вступления технического регламента в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается

См. справку о технических регламентах

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 июля 2008 года

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты.

Положения Регламента необходимо применять при работе с объектами защиты, в частности, в промышленности, на опасных производствах, при строительстве, а также в помещениях массового скопления народа. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности. Приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы.

Так, установлено, что в зданиях, сооружениях и строениях должны применяться основные строительные конструкции с соответствующими пределами огнестойкости и классами пожарной опасности. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. Если ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, и если персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях не круглосуточно, то помещения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения. Пожаровзрывоопасные объекты должны размещаться за границами поселений и городских округов. Если это невозможно, то должны быть разработаны меры по защите людей, зданий, сооружений и строений, находящихся за пределами территории пожаровзрывоопасного объекта.

Определено, что пассажирские лифты с автоматическими дверями и со скоростью движения 1 м/сек. и более должны иметь особый режим работы, обозначающий пожарную опасность. Он должен включаться автоматически и обеспечивать возвращение кабины на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.

Установлено, что электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должна исключать распространение горения за ее пределы.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2008 г. N 47-49, в «Российской газете» от 1 августа 2008 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I) ст. 3579

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением подпункта «б» пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 2 установлены иные сроки вступления их в силу

Комментарий к изменениям в ФЗ №123

Первое направление изменений – исправление юридических неточностей. Примером является замена термина «федеральные законы о технических регламентах» на «технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Второе направление (и наверное, самое востребованное) – это устранение тех «неточностей», которые значительно усложнили проектирование новых объектов и были подвергнуты очень жесткой критике, особенно со стороны московского правительства. Один из ярких примеров – ст. 88 «Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, строениях, пожарных отсеках», в ч. 5 которой было указано: «Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания, сооружения». Сейчас предлагается дополнить «или до противопожарных перекрытий 1-го типа».

Изменения могут коснуться и ст. 61 «Автоматические установки пожаротушения», в ч. 1 которой было прописано практически повсеместное внедрение пожаротушения. Предлагается определять такие объекты дополнительными нормативными документами.

Исключение статей

Предлагается полностью убрать ряд статей:

  • ст. 67 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям»;
  • ст. 72 «Противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты»;
  • ст. 75 «Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков»;
  • ст. 77 «Требования пожарной безопасности к пожарным депо»;

а также значительно сократить, например ст. 68 «Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов». Вместо действующей редакции ст. 69 «Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями» предлагается ввести новую – данные расстояния будут определяться дополнительными нормативными документами.

Вообще особенностью проекта является новое определение нормативных документов.

Нормативные документы: как трактовать?

Странно выглядит изменение ст. 4 «Техническое регулирование в области пожарной безопасности». В ч. 3 были перечислены нормативные документы: «К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила)».

В новом варианте предлагается добавить и иные документы: «своды правил и иные документы. «. Что это может быть – остается только догадываться. В Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании» перечислены лишь:

  • технический регламент – документ, который устанавливает обязательные требования;
  • стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции;
  • свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 № 65-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 189-ФЗ).

Если речь идет о своде правил, то имеет смысл так и указывать. СТУ – аналогично. Это все-таки закон. А так под нормативы можно подвести любой документ, «содержащий требования пожарной безопасности и применяемый для оценки соответствия требованиям технических регламентов».

Интрига применения СТУ

Очень интересные изменения предлагается внести в область применения СТУ (ч. 2 ст. 78). Согласно предлагаемой редакции, они должны применяться, когда «отсутствуют требования. (это понятно!) или недостаточно установленных требований (это уже непонятно!), а также для которых требуется отступление от требований нормативных документов (просто прелесть!)».

«Недостаточность установленных требований». Что это и кто это может установить? Получается, что любой проект надо пропускать либо еще через одну экспертизу (МЧС) либо просто через СТУ? А «отступление от требований»? СТУ превращается в законный метод невыполнения закона? Не хотите устанавливать систему пожарной безопасности? Не вопрос. Надо только разработать СТУ. Стоит внедрить эту практику и в остальных отраслях.

Избыточные требования

Что касается технических средств, то принципиальных изменений не произошло. В основном все сводится к усилению требований по огнестойкости кабеля, появлению требований по подключению на пульт пожарной охраны определенных категорий объектов и обязательном применении устройств персонального оповещения о пожаре на ряде объектов.

Рассмотрим ст. 82 «Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений». А именно ч. 2 «Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону». В новой же редакции эта статья может звучать по-другому: «кабельные линии и электропроводки систем. должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, но не менее времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону».

Вообще данное требование является избыточным, особенно с учетом степени огнестойкости применяемого кабеля. И в основном это требование формирует повышенный интерес к беспроводным системам, так как только они позволяют значительно снизить стоимость системы. А если говорить про неадресные системы пожарной сигнализации (СПС), то в таких СПС от извещателей можно получить максимально два сигнала – «Пожар 1» и «Пожар 2». После получения этих двух сигналов срабатывание остальных извещателей никак не отображается на контрольном приборе и соответственно не несет никакой полезной информации. Если исходить из предназначения СПС и мировой практики, то обнаружение реального пожара хотя бы двумя-тремя извещателями само по себе является достаточным, чтобы считать, что СПС оправдала себя.

Сейчас же предлагается внести дополнительные требования к питанию систем. Иначе данное требование выглядит просто нелогичным. Помимо этого появляется «время, необходимое для выполнения функций», которое может быть больше времени, необходимого для эвакуации. Сама по себе данная трактовка расплывчата и ничем не нормируется. Однако цель понятна – огнестойкость кабеля должна быть еще выше. Остается только согласовать во сколько раз. Перебор, однако. Все переходим на беспроводные системы!

При этом речь идет не о повышении уровня пожарной безопасности, а об экономике. Если бы стояла задача повышать эффективность СПС, то можно было бы воспользоваться опытом коллег из стран СНГ, которые требуют на определенных категориях объектов устанавливать адресные или адресно-аналоговые СПС. (Такой опыт был и в Москве.) Или же внедрять аспи-рационные извещатели, например в домах престарелых. Ведь сверхраннее обнаружение пожароопасной ситуации позволяет в разы снизить угрозу для жизни. Однако таких требований нет.

Беспроводные системы

Зато предлагается дополнить ст. 84 «Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях» ч. 12, которая регламентирует обязательное применение таких устройств для «учреждений здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения». Такие учреждения «должны быть дополнительно оборудованы. системами. оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. «. Как вы понимаете, применение проводных персональных устройств в этом случае выглядит крайне затруднительным, поскольку данные «средства оповещения должны обеспечивать информирование персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его оповещаемым».

Применение любых беспроводных устройств само по себе может создавать помехи, что особенно важно для медицинских учреждений. Остается надеяться, что согласование этого с Минздравом было проведено и в будущем не появятся трения, как сейчас между МЧС и Минэкономразвития.

Стоит также отметить, что предлагаемая трактовка не отражает особенностей работы учреждений здравоохранения – учитываются только индивидуальные особенности. Исходя из данной трактовки, такие средства нужно выдавать всем пациентам. А если пациент лежит в реанимации? Или у него рука в гипсе? А самое главное, что дает применение таких устройств? Оповещение о пожаре? Это и так делается. Подтверждение о получении информации? Во-первых, где гарантия что человек (особенно пожилой) действительно воспринял информацию о пожаре, а не нажал кнопку случайно? Ну, и во-вторых, что после этого должен делать дежурный персонал? Искать тех, кто не подтвердил получение информации?

Таким образом, данное требование не является очевидным. И его необходимо согласовать с Минздравом. Более разумным выглядит требование (или на первый раз рекомендация) о внедрении систем, позволяющих определять местоположение пациента. Это действительно было бы направлено на повышение уровня пожарной безопасности для таких учреждений, а не на продвижение беспроводных технологий.

Во всем мире беспроводные СПС рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к проводным системам. Так, во введении к Европейскому стандарту сказано, что целью его является определение требований к оборудованию и испытаниям, которые позволят беспроводным СПС быть по меньшей мере такими же эффективными и стабильными, как проводные системы. И только у нас беспроводные системы позиционируются как самые надежные и полностью заменяющие обычные (читай проводные) системы. И это при том, что в закон включены требования по применению оборудования, на которое даже ГОСТ нет.

По беспроводным системам – требования собственно к радиоканалу и испытаниям отсутствуют. По персональному оповещению – есть только проект ГОСТ. Аналогичная ситуация с пожарным мониторингом. В ст. 83 «Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации» в ч. 7 предлагается прописать такие требования: «Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, Ф4.3 с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».

Выход есть

Складывается любопытная ситуация: сначала в законе появляется требование по применению нового для отрасли оборудования, а уж потом прописываются требования к этому оборудованию. Если не сказать более.

Имеет смысл доработать проект, но уже не просто с привлечением ряда экспертов, а с привлечением как представителей компаний (проектных организаций и производителей), работающих на данном рынке, так и представителей заказчиков, чтобы новая редакция закона отражала интересы всех и была направлена на повышение уровня пожарной безопасности в стране.

Электроснабжение технических систем обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

Прошу дать разъяснения по вопросам оборудования обратной связи с пож. постом (123-ФЗ, ст.84, ч.1, п.6; СП 3.13130.2009, табл.1, п.3) для 4 и 5 типов оповещения:

1) Требуется ли обязательная сертификация оборудования «обратной связи» о соответствии ТР ПБ и ГОСТ Р 53325-2009 и в соответствии с какими документами?

2) Какие виды средств связи допускается применять в качестве средств обратной связи (до 2008 года допускалось использование АТС) и в соответствии с какими документами?

3) Требуется ли обязательная сертификация оборудования передачи данных для организации «обратной связи» (например: коммутатор ЛВС если IP-система, модемы, оптические преобразователи) о соответствии ТР ПБ и ГОСТ Р 53325-2009 и в соответствии с какими документами?

В настоящий момент требования к средствам пожарной автоматики установлены:

— Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 03.07.2016);

— нормативными документами, включенными в приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474 (ред. от 25.02.2016);

— нормативными документами, включенными в распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 304-р (в ред. от 11.06.2015);

В настоящий момент к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

— СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;

СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (в редакции от 01.06.2011г.);

— ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» (ред. 06.11.2014);

— ГОСТ Р 55149-2012 «Техника пожарная. Оповещатели пожарные индивидуальные. Общие технические требования и методы испытаний»;

— ГОСТ 26342-84 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры» (ред. от 27.06.1991);

— ГОСТ 27990-88 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования» (ред. от 06.10.1992);

— СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;

— ГОСТ 31565-2012 «Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».

В соответствии с ч.1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре.

В соответствии с разделом 6 СП 3.13130.2009 в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

В соответствии с п.3 таблицы 1 СП 3.13130.2009 для СОУЭ 4-го и 5-го типов требуется обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Вместе с тем, в настоящий момент вышеуказанными нормативными правовыми актами и нормативными документами четко не определен тип и способ осуществления обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

В настоящий момент перечень продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года N 241 (ред. от 09.08.2016) «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в форме обязательной сертификации (сертификат соответствия) подлежат средства пожарной автоматики (приборы приемно-контрольные и управления пожарные и охранно-пожарные; системы пожарной сигнализации адресные; извещатели пожарные (детекторы, обнаружения дыма, пламени, тепла, газов): автономные, тепловые, ручные, газовые, радиоизотопные, дымовые оптические точечные, дымовые оптические линейные, пламени, извещатели охранно-пожарные; устройства сигнально-пусковые пожарные и охранно-пожарные; системы передачи извещений о проникновении и пожаре).

Конкретные типы технических средств пожарной автоматики и их наименования установлены ГОСТ 27990-88.

В настоящий момент в данных нормативных документах отсутствуют сведения о типах технических средств, предназначенных для осуществления обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Соответственно, возможно сделать следующий вывод:

1. Технические средства для осуществления обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской на данный момент не относятся к средствам пожарной автоматики и не подлежат обязательному подтверждению требованиям Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в форме обязательной сертификации (сертификат соответствия).

2. В качестве обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания или другие технические средства, обеспечивающие двустороннюю связь.

При этом необходимо учитывать следующее.

Техническая система обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской (техническая система обеспечения связи пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре) хоть и не относится к средствам пожарной автоматики, но входит в состав СОУЭ.

Соответственно, кабели, провода данной системы связи должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей (п.4.8 СП 6.13130.2013).

В соответствии с ГОСТ 31565-2012 «Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», и способом их прокладки.

То есть обеспечение работоспособности кабельных линий и электропроводок систем противопожарной защиты в условиях пожара (независимо от категории здания по надежности электроснабжения) может достигаться за счет применения либо сертифицированных огнестойких кабельных изделий (кабель, провод, шнур) с индексом FR, либо за счет применения огнестойких кабельных линий (совокупность сертифицированных огнестойких кабельных изделий (кабель, провод, шнур) с индексом FR и арматуры (кабельные каналы, короба, лотки или трубы)), либо за счет определенных способов прокладки кабелей и проводов.

На основании п.4.4 СП 6.13130.2013 кабели и провода систем противопожарной защиты (СПЗ), открыто прокладываемые одиночно (расстояние между кабелями или проводами более 300 мм), должны иметь показатель пожарной опасности не ниже ПРГП 4, то есть марка кабельных изделий должна включать такие показатели как нг (D) — FR или нг (С) — FR., нг (В) — FR., нг (А) — FR., нг (A F/R) — FR.

На основании п.4.5 СП 6.13130.2013 кабели и провода СПЗ, открыто прокладываемые при групповой прокладке (расстояние между кабелями менее 300 мм), должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1а, ПРГП 1б, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки), и показатель дымообразования не ниже ПД 2, то есть нг (A F/R) — FRLS или нг (A F/R) — FRHF, нг (А) — FRLS или нг (A) — FRHF, нг (B) — FRLS или нг (B) — FRHF, нг (C) — FRLS или нг (C) — FRHF, нг (D) — FRLS или нг (D) — FRHF.

На основании п.4.6 СП 6.13130.2013 кабельные линии и электропроводки СПЗ, прокладываемые замоноличенно, в пустотах строительных конструкций из негорючих материалов или в металлических трубах, обладающих локализационной способностью, допускается выполнять кабелями или проводами, к которым не предъявляются требования по нераспространению горения, при этом торцы каналов и труб, входящих в электрооборудование и соединительные коробки, должны быть герметично уплотнены негорючими материалами.

Обеспечение электроснабжения технических систем обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской (технических систем обеспечения связи пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре) должно соответствовать требования, установленным СП 6.13130.2013.

123-ФЗ:Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений

Содержание

Раздел III. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Глава 18. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства

1. Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений

1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

2. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений

1. Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара:

1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;

3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;

4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.

2. В зданиях и сооружениях помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях и сооружениях — на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов.

3. При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

Глава 19. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Статья 81. Требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

1. Функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, зданиях и сооружениях повышенной этажности, а также в зданиях и сооружениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий.

3. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

4. Функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также инженерного оборудования зданий и сооружений определяются в соответствии с техническими регламентами для данных объектов, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данных объектов и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений

1. Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси.

2. Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3. Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.

4. Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Распределительные щиты должны иметь защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

7. Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

8. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.

9. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

10. Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий и сооружений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты.

11. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

12. Взрывозащищенное электрооборудование допускается использовать в пожароопасных и непожароопасных помещениях, а во взрывоопасных помещениях — при условии соответствия категории и группы взрывоопасной смеси в помещении виду взрывозащиты электрооборудования.

13. Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации

1. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:

1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;

2) устройством для контроля работоспособности установки;

3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;

4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;

5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

2. Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов.

3. В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи.

4. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

5. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

6. Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.

7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

9. Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара.

10. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях

1. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.

3. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

4. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

5. При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.

6. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.

8. Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

9. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.

11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Статья 85. Требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений

1. В зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

3. Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий и сооружений без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений с различными классами функциональной пожарной опасности.

4 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

6. Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.

7. Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.

8. Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала.

9. При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов).

10. Одновременная работа автоматических установок аэрозольного, порошкового или газового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается.

11. Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Статья 86. Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению

1. Внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях.

2. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения.

3. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 87. Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков

1. Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.

2. Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков), а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий не нормируются, за исключением заполнения проемов в противопожарных преградах.

4. На незадымляемых лестничных клетках типа Н1 допускается предусматривать лестничные площадки и марши с пределом огнестойкости R15 класса пожарной опасности К0.

5. Класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков должен устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.

6. Класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классу пожарной опасности применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 22 приложения к настоящему Федеральному закону.

7. Пожарная опасность заполнения проемов в ограждающих конструкциях зданий, сооружений (дверей, ворот, окон и люков) не нормируется, за исключением проемов в противопожарных преградах.

8. Для зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности К0.

9. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.

11. В зданиях и сооружениях I — III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 — Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

(часть 11 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках

1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.

5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.

6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.

7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.

8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.

10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.

11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.

12. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.

14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.

15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

(часть 17 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

18. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

(часть 2 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения категорий В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 — 5 настоящей статьи.

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

(часть 15 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений

1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;

3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);

4) — 5) утратили силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

2. В зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.

3 — 17. Утратили силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

Статья 91. Оснащение помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения

1. Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Смотрите еще:

  • Составить или написать письмо Как составить сопроводительное письмо В западных странах, где свободный рынок труда намного старше российского, присылать работодателю резюме без сопроводительного письма не принято: это считается невежливым. В России традиции поиска работы еще находятся в развитии, поэтому отношение к […]
  • Заявление на отгул в счет отпуска на 1 день Заявление на выходной в счет отпуска Ежегодно работникам должны предоставляться оплачиваемые отпуска с сохранением места работы и среднего заработка (ст. 114, ч. 1 ст. 122 ТК РФ). Отпуска работникам в течение года предоставляются в порядке, установленном графиком отпусков. Напомним, что […]
  • Закон рсфср об охране окружающей природной среды 1991 Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I"Об охране окружающей природной среды" С изменениями и дополнениями от: 21 февраля 1992 г., 2 июня 1993 г., 27 декабря […]
  • Уголовный закон имеет обратную силу в случае Статья 10. Обратная сила уголовного закона 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до […]
  • Конституционное право список использованной литературы Конституционное право список использованной литературы Список литературы по конституционному праву На этой странице приведен список литературы по конституционному праву: 1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2010. – 704 с. 2. Власова Г.Б. Судейский корпус […]
  • Конституционное право пдф КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Транскрипт 1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра конституционного права КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Типовая учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Политология» (по направлениям), […]
  • Адвокат бута тарасов Дело Константина Ярошенко 7 суток назад Новости В мире Адвокат Бута и Ярошенко ждет, что при Трампе их выдадут России Адвокаты осужденного в США гражданина РФ Виктора Бута обжалуют в Верховном суде США решение об отказе в пересмотре его дела. Бут осужден в США на 25 лет за торговлю […]
  • Список литературы по теме правонарушения Список литературы по теме правонарушения Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), […]