Проблема реализации права российских граждан на социальное обеспечение

Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика (Байматов П.Н.)

Дата размещения статьи: 27.04.2015

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социально-экономические права, к которым относится и право на социальное обеспечение, закрепляются не только в национальном законодательстве, но и на международном уровне. Однако юридического закрепления, на каком бы уровне это ни происходило, явно недостаточно, они должны быть обеспечены материально в зависимости от уровня и на основе имеющегося промышленного и социально-экономического развития отдельного государства. Так, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах содержит императивную норму, а именно: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» .
———————————
См.: Международная защита прав и свобод человека: сборник документов / Сост. Г.М. Мелков. М., 1990. С. 33, 21.

Таким образом, мы наблюдаем прямую легально установленную взаимосвязанность всех социально-экономических прав и возможность их реализации лишь в зависимости от определенных условий, в частности наличия ресурсной базы. Не является исключением в рассматриваемом контексте и Российская Федерация. Для более полной характеристики экономических отношений в сфере социального обеспечения обратимся к историческому аспекту реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации. С точки зрения сравнительного анализа представляет интерес экономическая модель отношений в период построения в России социализма и современная российская модель экономических отношений в сфере социального обеспечения.
Характеризуя советский период становления и развития социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, необходимо отметить следующее. Социалистическая система реализации конституционного права на социальное обеспечение строилась на принципах всеобщности обеспечения; многообразия и всесторонности обеспечения; осуществления его полностью или в основном за счет общества из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, без применения договорных начал. Квинтэссенцией теории социальных прав в советский период являлась конструкция «социально-экономические права», причем производными являлись экономические, а социальные права рассматривались как основные, составляющие суть общественных отношений. По мнению Г.В. Мальцева: «Они суть права трудящегося человека, который лично участвует в общественном производстве, поэтому обоснованно получает свою долю из фондов совместно произведенных существенных благ» .
———————————
См.: Мальцев Г.В. Социально-экономические права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. N 2. С. 116.

Характерной отличительной чертой советского периода являлось сочетание уравнительного подхода и ведомственных и иных привилегий при распределении социальных благ, а централизация власти в СССР априори предполагала единообразие в сфере социального обеспечения на всей территории и исключала любую самостоятельную политику при реализации права на социальное обеспечение. СССР и страны социалистического лагеря проблему обеспечения социально-экономических прав превратили в политический лозунг и, надо отдать должное, добились на пути их реализации значительных успехов. Советский период сформировал систему всеобъемлющей государственной опеки над гражданами, на долгие годы внедрив в их сознание концепцию патерналистской роли государства.
Новый этап в развитии социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, ознаменовался переходом к иной концепции социальных прав, согласно которой социальные права должны обеспечиваться в той мере, в какой это требуется для поддержания социального мира и не ведет к чрезмерному ограничению личных прав и свобод. Деятельность государства по обеспечению социально-экономических и социально-культурных прав должна быть направлена не на организацию системы социального обеспечения, гарантирующей каждому достойное существование, а на то, чтобы помочь все большему числу людей включиться в отношения формального равенства (свободного эквивалентного обмена) и преуспеть в них . Эта концепция была взята на вооружение реформаторами в начале 90-х годов, и приоритеты предлагалось смещать в пользу личной свободы, реформирования социальной сферы, снижения патернализма и внедрения субсидиарной ответственности. Период новой России, период девяностых, начало двухтысячных годов можно охарактеризовать как период еще в большей степени социалистической концепции реализации социальных прав, когда в политике государства превалируют элементы патернализма и всеобщности социального обеспечения. Наиболее ярко ситуацию с реализацией права на социальное обеспечение в данный период можно проиллюстрировать примером с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». С одной стороны, Федеральный закон закреплял широкий перечень льгот в различных сферах, с другой стороны, финансирование расходов по их предоставлению было явно недостаточным, в результате льготы либо не предоставлялись, либо их предоставление осуществлялось за счет необязанных субъектов .
———————————
См.: Елисеев Б.П. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав // Юрист. 2004. N 12. С. 8.
См.: Елисеев Б.П. Указ. соч. С. 8.

Кроме того, механизм финансирования льгот различных категорий граждан исключал адресность в их предоставлении, когда предоставление льгот гражданам превращалось в перекрестное субсидирование государством организаций, обязанных предоставлять льготникам те или иные услуги, например, жилищно-коммунальные. Гражданин исключался из механизма финансирования собственной льготы, никоим образом не влияя на качество получаемых услуг, исключался выбор поставщика услуги, что в конечном счете вело к исключению конкуренции и снижению качества оказываемых населению услуг. Необходимость персонализации, адресности системы социального обеспечения, уход от всеобщности, недостаточность бюджетных средств на финансирование, взятых в 90-е годы социальных обязательств, неэффективность механизма финансирования льгот — все это предопределило дальнейшее реформирование системы социального обеспечения, проведение в 2005 г. «монетизации льгот».
Важное место в эволюции конституционного права на социальное обеспечение занимает Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон «о монетизации льгот»), который разграничил компетенцию между уровнями власти, в том числе и в сфере социального обеспечения. Указанный Закон преследовал несколько целей: во-первых, разграничение бюджетных полномочий между уровнями власти и, во-вторых, собственно сама реформа социальных льгот. В рамках концепции реформы социальных льгот перед Законом ставилась задача ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов, инвалидов путем замены существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат, а также решить проблему механизма реализации льгот, поскольку «выделяемые средства превращались в неприкрытые дотации тем организациям, которые отвечали за непосредственное выполнение обязанности государственных и муниципальных органов по предоставлению социальных льгот» . Поставленные перед Законом «о монетизации льгот» задачи принципиально решены: ликвидированы нефинансируемые льготы, получило адресность и индивидуализацию финансирование мер социальной поддержки, разграничены расходы по финансированию социальной помощи между федеральным и местным бюджетами. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ представляет собой основу всей концепции государственной социальной помощи в Российской Федерации, является одним из направлений осуществления и реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.
———————————
См.: Добрынин Н.М. Конституционно-правовые аспекты бюджетной обеспеченности реализации социальных гарантий граждан в Российской Федерации и проблема монетизации льгот // Право и политика. 2005. N 11. С. 4.

За субъектами Российской Федерации были закреплены полномочия социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Следовательно, отношения в указанной сфере подлежат урегулированию уже не только федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные за ними федеральными законами, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.
Еще одним способом разграничения полномочий в сфере реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение является возможность заключения соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в настоящее время на территории Тюменской области в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно от 20.12.2010 N 76 реализуются отдельные федеральные полномочия. В целях реализации указанных полномочий в рамках собственной компетенции Правительством Тюменской области принято Постановление от 30.12.2010 N 394-п «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно». Таким образом, осуществлено достаточное правовое регулирование разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектом по вопросу реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в части указанных выше полномочий. Основной проблемой, с которой столкнулись органы государственной власти Тюменской области при реализации переданных полномочий, является недостаточность финансирования. К сожалению, ежегодно более 50% отдельных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, не обеспечиваются санаторно-курортными путевками.
В современной России проблема финансирования социального обеспечения была и не перестает являться одной из самых актуальных проблем. Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение. Некоторые ученые отмечают, что характеристика обеспечения как «социального» предполагает финансирование только за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов). Однако реализация права на социальное обеспечение должна основываться на конституционном принципе финансирования за счет бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения, на что и нацеливает п. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Одним из самых перспективных в развитии новых экономических элементов при реализации права на социальное обеспечение является внедрение такого института, как социальное предпринимательство. Развитие социального партнерства управления и бизнеса согласуется с соответствующей стратегией на международно-правовой арене, что подтверждается решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. N 367 «О развитии социальной сферы в государствах — членах ЕврАзЭС и мерах по углублению интеграции в данной области».
Социальное предпринимательство объединяет в себе социально направленную предпринимательскую деятельность, осуществляемую на инновационной основе, что позволяет отнести ее к социальным инновациям, целью которых является создание благоприятных условий для формирования рынка социальных услуг. В современной теории эта идея рассматривается как социальная инновация «течение «постиндустриальной филантропии», предполагающее активность людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Политика пособий и социального обеспечения как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, показала свою неэффективность, давая возможность расти иждивенческим настроениям, неактивности пользователей минимального набора услуг» .
———————————
См.: Аларичева М. Социальное предпринимательство: опыт Польши // URL: http://www.cogita.ru/analitka.

В целом соглашаясь с общей тенденцией развития идеи мобилизации внутреннего ресурса личности, позволяющего преодолеть трудную жизненную ситуацию, и отказа от государственного патернализма, в то же время полагаем, что в условиях российской действительности полностью копировать мировые подходы к решению социальных проблем, не учитывая богатый отечественный опыт, преждевременно.
К сожалению, в любом обществе есть социально незащищенные граждане — пожилые одинокие люди, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, которые нуждаются в поддержке государства и справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно не могут. В связи с этим «социальное предпринимательство», представляемое некоторыми исследователями как универсальный «механизм решения социальных проблем, альтернативный государственному» , полностью заменить существующую государственную систему социальной защиты населения не в состоянии. В связи с этим более продуктивной идеологией, способной выступить альтернативой как государственному патернализму, так и «социальному предпринимательству», может стать оригинальная Концепция «социального сопровождения» , предлагаемая А.В. Барковым, базирующаяся на научных разработках известного российского психолога М.Р. Битяновой. В соответствии с ее учением идеология психологического сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать человека от трудностей, не решать проблему вместо него, а создавать условия, используя внутренний потенциал личности, для осознанного свободного выбора им своего жизненного пути. Однако возможны моменты, когда социальный психолог должен стремительно вмешаться, чтобы помочь клиенту в трудной жизненной ситуации . Разновидностью предлагаемого «социального сопровождения», по мнению автора, может рассматриваться технология, реализуемая в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности в Тюменской области, технология «самообеспечения», когда гражданин с помощью государства, используя свой внутренний трудовой потенциал при сопровождении органов государственной власти, органов местного самоуправления, реализуя индивидуальный план, выходит из трудной жизненной ситуации, повышает свой среднедушевой доход и исключается из категории малоимущих.
———————————
См.: Кротенко А. Социальное предпринимательство // URL: http://www.cloudwatcher.ru.
См.: Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 28 — 32.
См.: Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряшников; под ред. И.Б. Гриншпуна. М., 2004. С. 153 — 154.

Позитивной стороной предложенной модели «социального сопровождения» является то, что она позволяет сохранить достоинства современной модели социального обеспечения, основанной на императивных началах (в концепции данным отношениям присвоено название «социальная поддержка»), и при этом усиливает ее частноправовыми средствами регламентирования отношений, требующих дозволительного режима регулирования, без чего в силу объективных обстоятельств формирование рыночного механизма невозможно. Правовое регулирование этих отношений предлагается объединить в родовое понятие «социальное содействие», являющееся наряду с «социальной поддержкой» составной частью «социального сопровождения», специфика которого обусловливается особенностями воздействия частноправовых и публично-правовых средств и межотраслевым характером законодательства .
———————————
Там же. С. 24.

Другим направлением в изучении позитивного опыта «социального предпринимательства» различных стран мира является анализ зарубежных организационно-правовых форм юридических лиц, появление которых связывается с реализацией идеологии «социального предпринимательства». Одним из первых законов, принятых в Европе и регламентирующих деятельность социально ориентированных организаций как субъектов рынка социальных услуг, является Закон о социальных кооперативах, принятый в Италии в 1991 г. Данные организации, созданные по подобию итальянских социальных кооперативов, в настоящее время легализованы во многих странах постсоветской Европы. Так, например, в Польше, рассматривающей «социальное предпринимательство» в качестве нового направления социальной политики, «активизирующего потребителя социальных услуг, превращающего его в ответственного, независимого управленца своей жизнью» , социальные кооперативы вправе создавать следующие категории лиц: инвалиды, бездомные, попавшие в зависимость от алкоголя и наркотиков, психические больные, освобожденные из заключения и беженцы. Главным условием, при котором социальному кооперативу предоставляются значительные налоговые льготы и существенная государственная материальная поддержка, является то, что в составе членов данного кооператива должно быть не менее 50% лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Несоблюдение этих правил ведет к ликвидации социального кооператива. Думается, что с учетом данной правоприменительной практики может быть уточнен статус российской социально ориентированной некоммерческой организации, правовое положение которых в Законе «О некоммерческих организациях» крайне расплывчато. Вместе с тем целесообразно предусмотреть и возможность создания хозяйственных обществ, легализованных в настоящее время в законодательстве Германии и Литвы, целью которых является не извлечение прибыли, а смягчение или решение ряда социальных проблем.
———————————
См.: Аларичева М. Указ. соч.

Начало XXI века и для Запада, и для России характеризуется тем, что и Россия, где становление социального государства, эффективная реализация права граждан на социальное обеспечение — это скорее протокол о намерениях, и западные страны, состоявшиеся как зрелые социальные государства, в настоящее время испытывают серьезный кризис. Это связано с двумя факторами. Первое — масштабный экономический кризис поставил перед многими социальными системами ряд вызовов, но, с другой стороны, это не временное явление. Просто переход общества в постиндустриальную эпоху требует других механизмов, других подходов, других инструментов.
И в этой связи представляется безальтернативным паритетное участие государства и общества и, как следствие, каждого гражданина в строительстве и существовании социального государства с институтами взаимообусловленной ответственности. Такого рода взаимную ответственность можно ярко проиллюстрировать на примере института государственной социальной помощи нуждающимся гражданам. Условием, влияющим на предоставление государственной социальной помощи в натуральном или в денежном выражении, должно являться приложение собственных усилий для преодоления кризисной ситуации. Наличие такого условия в законодательстве европейских государств обусловлено целями предоставления помощи нуждающимся. Европейские власти подходят к предоставлению помощи практично и предоставляют деньги лишь тем, кто действительно в них нуждается. Это позволяет снизить количество получателей с одновременным увеличением размеров выплат и более индивидуальным подходом. Закрепление обязанности гражданина с помощью государства преодолеть состояние нищеты не только путем получения денег от властей, но и путем применения различных механизмов его скорейшего возвращения к нормальной жизни, устройства на более оплачиваемую работу . Социальная помощь в ФРГ призвана помочь попавшим в нужду людям снова встать на ноги, при этом имеется в виду не только и не столько материальная поддержка, сколько помощь в поиске работы. На практике, однако, это означает, что если получатель в течение определенного времени был не в состоянии найти работу, то он обязан принять работу, предложенную социальным ведомством. Отказ может быть рассмотрен как злостное уклонение, а это может в свою очередь привести к сокращению или даже лишению социальной помощи (§ 25 Abs. 1 BSHG). Отказаться от социальной работы без риска потерять пособие можно только в исключительных случаях (§ 18 Abs. 3 S. 1 — 4 BSHG). Социальное ведомство обязано контролировать, а зачастую и оказывать определенное давление на работоспособного получателя помощи с целью заставить его искать работу (§ 18 Abs. 2 S. 1 BSHG). Сам получатель помощи также обязан регулярно представлять социальному ведомству результаты своих усилий по поиску работы (отказы на резюме, вырезки из газет с объявлениями о поиске работы и пр.).
———————————
См.: Кожевников Д.Е. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3. С. 9 — 17.

Согласно законодательству Франции претендент на пособие обязан согласиться на интеграцию направленной деятельности. В отличие от ФРГ интеграция получателя пособия во Франции не обязательно должна быть направлена на оплачиваемую работу, обучение и ученичество считаются также имеющими силу целями .
———————————
См.: Данни Питерс. Введение в законодательство о социальной защите в странах — членах Европейского сообщества // Серия публикаций Левенского института Центральной и Восточной Европы. 1994. N 2. С. 60.

В России, в отличие от Германии и аналогичных правил в других странах, в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не закреплена обязанность малоимущего гражданина приложить максимум собственных усилий для преодоления состояния бедности. Такая обязанность, по нашему мнению, была бы крайне полезна и для нашего государства для стимулирования малоимущих к поиску более высокооплачиваемой работы, выходу из кризисного состояния и интеграции в общество. Однако такая обязанность должна коррелировать с обязанностью государства предоставить гражданину помощь нематериального характера. Более того, круг получателей социальной помощи в европейских странах сводится к лицам, не имеющим или потерявшим работу. Намного проще и качественнее решить данную проблему можно, всего лишь установив минимальную заработную плату и пенсии на уровне хотя бы прожиточного минимума, а если действительно следовать социальной направленности государства и принять опыт европейских стран, то на уровне минимального потребительского бюджета. Таким образом, мы видим, что состояние социального благополучия, достойного уровня жизни является зоной ответственности и влияния как государства, так и каждого отдельно взятого гражданина.
В последние годы на передний план остро выходят вопросы о порядке оказания услуг в социальной сфере и их качестве, о расширении как хозяйственной, так и финансовой автономии организаций, оказывающих такие услуги, и коррелирующем сокращении расходов соответствующих бюджетов и др. Задача государственного управления здесь двоякая. С одной стороны, необходимо создать благоприятные условия для развития сферы услуг, устранив регулятивные и правореализационные препятствия. С другой стороны, важно обеспечить не только наличие, но и соответствующее качество услуг — качество, отвечающее современным потребностям граждан .
———————————
См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.

Основополагающим концептуальным направлением современной России является изменение экономики в сфере социального обслуживания населения, да и вообще в социальной сфере, а именно развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
— преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;
— обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
— создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;
— содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) .
———————————
См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.

Для достижения этих целей интенсивно разрабатывается и обновляется нормативная база. Только за 2012 — 2013 гг. приняты распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы», Приказ Минтруда России от 29.12.2012 N 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 — 2018 годы)», Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2015) и др.
В этих же целях Агентством стратегических инициатив разработана и в настоящее время проходит соответствующие процедуры согласования дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», призванная способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.
Таким образом, налицо концепция с новыми элементами экономической политики в сфере социального обслуживания как составной части права на социальное обеспечение, и она реализуется. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых рисках, заложенных федеральным законодателем при принятии Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Так, делегирование субъектам Российской Федерации полномочия по установлению подушевых нормативов финансового обеспечения будет способствовать усилению различия между субъектами РФ, хотя нивелировать риск указанного дисбаланса призвано полномочие Российской Федерации по утверждению методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Решение проблемы видится в установлении федерального стандарта подушевого норматива финансирования социальной услуги с дифференциацией субъектами РФ данных нормативов в зависимости от финансовых возможностей. Ориентиром развития негосударственной составляющей сферы социального обеспечения населения являются слова Президента РФ В.В. Путина, сказанные им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013: «развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса» — вот та задача, которая должна решаться в ближайшее время. Российская Федерация находится сейчас в ситуации, когда поиск реалистичных вариантов прихода негосударственных структур в социальную сферу безальтернативен.
———————————
См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 2013. N 282. 13 декабря.

Проблемы социального обеспечения

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентиро-ванной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре-формированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей.

Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и опре-делить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохра-нительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

— обуславливающих:
— мертворождение и патологические роды;
врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
— голодание и нерациональное для детей питание;
— безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
— негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
— вовлечение в политическую активность и военные действия;
— проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
препятствующих:
— охране здоровья;
пребыванию ребенка в семье;
— получению образования и духовно-нравственного воспитания;
— формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
— развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
— приобщению к культурным ценностям;
— занятиям физической культурой и спортом;
— созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания;
— целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

— эффективной занятости человека;
— предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
— молодежи;
— одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
— лицам предпенсионного возраста;
— военнослужащим, уволенным в запас;
— бывшим воинам – участникам военных конфликтов;
— инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
— лицам, продолжительное время не имеющим работы;
— лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
— выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
— охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
— оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
— равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
— реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

— всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной при-надлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
— полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
— жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
— осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
— проживанию в семье;
— сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
— имущественным интересам;
— достойному обеспечению ритуальными услугами.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентиро-ванная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой соци-альной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

— определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
— нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее со-циальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
— разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
— нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
— разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
— разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
— разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
— институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
— демонополизация;
— развитие инфраструктуры;
— приватизация социальных объектов;
— регулирование платных социальных услуг;
— инвестиционная политика в социальной сфере;
— определение приоритетов развития социальной сферы;
— инновационная политика социальных технологий;
— формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
— формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
— создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеиз-ложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению соци-альными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений соци-альной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Дос-тойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и пересе-ленцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности.

Проверка налогов
Налоги ИП
Система налогов
Ставки налогов
Налог на имущество

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Соглашение о разделе имущества супругов если квартира в ипотеке Соглашение о разделе квартиры супругов в ипотеке Ипотека – это долгосрочный кредит на покупку жилья. Далеко не все браки являются такими долгосрочными. Если супруги не составили соглашение на раздел «ипотечной» квартиры, то при разводе им придётся руководствоваться нормами положений […]
  • Как делится дом при разводе если есть несовершеннолетние дети Как будет делиться квартира при разводе, если есть ребенок 2-х лет? Подскажите, пожалуйста, как будет делиться квартира при разводе, если есть ребенок 2-х лет? На что женщина с ребенком может рассчитывать? Квартира куплена в браке, но уже после рождения ребенка. В соответствии со […]
  • Внесение изменений 39-фз Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг. «О внесении изменений в Федеральный закон «О […]
  • Как ввести дом в эксплуатацию в украине 2018 Ввод объекта в эксплуатацию Ввод в эксплуатацию рассматривается как завершающий этап строительства или реконструкции объекта. На этом этапе застройщик должен иметь документ, подтверждающий соответствие объекта нормам и стандартам и разрешающий его эксплуатацию. Общие принципы и алгоритм […]
  • Как делят квартиру при разводе если есть ребенок Как будет делиться квартира при разводе, если есть ребенок 2-х лет? Подскажите, пожалуйста, как будет делиться квартира при разводе, если есть ребенок 2-х лет? На что женщина с ребенком может рассчитывать? Квартира куплена в браке, но уже после рождения ребенка. В соответствии со […]
  • Приговор п в ч2 ст 132 ук рф Следственный комитет Российской Федерации Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики оставлен без изменения приговор районного суда от 11 августа 2015 года в отношении 39-летнего жителя города Цивильска и 25-летней жительницы […]
  • Отсрочка штрафа за вождение в нетрезвом виде Статья 31.5 КОАП РФ. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания 17 декабря 2015 20 марта 2015 29 апреля 2013 Обсуждение статьи Вопросы по статье Какие надо документы, чтобы отсрочить штраф за езду в нетрезвом виде, если я не работаю? Вопрос […]
  • Увольнение при ликвидации предприятия в отпуске по уходу за ребенком Увольнение в отпуске по уходу за ребенком Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет: какие выплаты должна получить сотрудница, находящаяся в таком отпуске, если предприятие ликвидируют? Отвечает эксперт Сергей Рабканов, «СКБ Контур»: Согласно нормам трудового законодательства, женщины, […]