Курсовая на тему политические права и свободы граждан

Политические права и свободы российских граждан

Главная > Реферат >Государство и право

НОУ ВПО «Ростовский институт защиты предпринимателя»

по дисциплине: Конституционное (государственное) право России

на тему: Политические права и свободы российских граждан

Студента 2 курса юридического факультета

доц. Болдырев С.Н.

Ростов – на – Дону

1.1Право участвовать в управлении делами государства 6

1.2Избирательное право 7

1.3Право граждан на равный доступ к государственной службе 9

1.4Право граждан на участие в отправлении правосудия 11

1.5Право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления 11

1.6 Право на объединение 13

1.7 Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование. 15

Глава 2. Юридические гарантии политических прав и свобод граждан РФ 19

Список использованной литературы: 24

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» 1 .

Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Российская Федерация — демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека 1 .

Целью данной контрольной работы является изучение политических прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантий их реализации на основании Конституции РФ и действующего законодательства.

Задачи контрольной работы:

изучить политические права и свободы граждан РФ;

рассмотреть юридические гарантии политических прав и свобод.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В процессе выполнения работы были использованы: Конституция РФ и комментарий к ней, нормативно – правовые акты, учебная литература.

Глава 1. Политические права и свободы граждан Российской Федерации

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы, установленные в статьях 30-33 Конституции РФ, связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» 1 — данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия…» 2 .

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством 3 .

Гражданство и связанные с ним права и обязанности возникнув (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока не наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет 1 . Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Право участвовать в управлении делами государства

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства 2 .

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, где сказано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» 3 ; а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе 1 .

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти 2 .

При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ).

Например, для избрания в депутаты Государственной Думы — обязательный возрастной ценз составляет 21 год 1 ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет 2 , хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность — т.е., они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права.

Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Свободное волеизъявление граждан на выборах и референдумах государство гарантирует путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Со времени вступления в силу Конституции Российской Федерации было полностью обновлено избирательное законодательство, а избирательное право – одна из наиболее разработанных отраслей российского законодательства.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.

Политические права и свободы человека и гражданина в РФ

Главная > Реферат >Государство и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра государственно – правовых дисциплин

по Конституционному праву России

на тему: Политические права и свободы человека и гражданина в РФ.

Выполнила: студентка 2 курса Ю-09-1 гр.

к.ю.н., доцент Ю. В. Иванова

Глава 1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина и их система в РФ………………………………………………………………………6

1.1 Понятие политических прав и свобод……………………………………….6

1.2 Система политических прав и свобод……………………………………..11

Глава 2. Нормативное закрепление политических прав и свобод человека и гражданина РФ…………………………………………………………………..16

Глава 3. Реализация и защита политических прав и свобод человека и гражданина в РФ…………………………………………………………………24

3.1 Механизм реализации политических прав и свобод……………………..24

3.2 Совершенствование механизма защиты прав и свобод. 28

Список литературы. 34

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью — защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.

Степень разработанности — в работе использованы комментарии к Основному закону РФ, монографии и периодика, современные знания.

Отдельные аспекты этой проблемы рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как С.Л. Авакьян, С.С. Алексеев, П.В. Анисимов, B.C. Афанасьев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Зорькин, В.А. Иваненко, B.C. Иванейко, В.П. Илларионов, В.Т. Кабышев, В.А. Коннов, В.А. Кучинский, А.В. Лебедев, Е.А. Лукащева, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, С.А. Муромцев, А.С. Пятак, В.А. Ржевский, И.В. Ростовщиков, Н.А. Рудакова, Ф.М. Рудийский, В.П. Сальников, К.В. Сангаджиева, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, А.Г. Хабибулин, Б.Н.Чичерин, Д.В. Шомникова, Б.С. Эбзеев и др.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет исследования – юридические гарантии, представляющие собой, закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту политических прав и свобод человека и гражданина.

Цель данной работы состоит в комплексном – правового регулирования исследовании конституционно прав и свобод человека и гражданина в России, изучении и анализе их юридического содержания, обеспечение реализации и защиты указанных прав и свобод. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

— исследовать процесс становления политических прав и свобод в РФ;

— исследовать механизм реализации и защиту политических прав и свобод РФ;

— дать понятие юридических гарантий, изучить их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина;

— выявить юридические гарантии в механизме реализации политических прав и свобод.

Методологическая основа исследования: использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности.

Структура обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.

Положения, выносимые на защиту:

Политические права и свободы граждан в России возникли развивались на протяжении длительного периода, формировались вместе с историей становления конституционализма в нашем государстве. В связи с чем, можно выделить следущие этапы нормативно правового регулирования политических прав и и свобод человека.

Признание государством необходимости обеспечения политических прав и свобод граждан и подлинного народовластия является важнейшим элементом механизма защиты от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других, каждый из которых характерезуется своей спецификой.

Под механизмом реализации политических прав и свобод граждан следует понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечений этих прав и свобод, основанную на совокупности общепризнанных принципов и норм международного права.

Глава 1. Понятия политических прав и свобод человека и гражданина и их система в Конституции РФ

Понятие политических прав и свобод

Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических, экономических, социальных причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей. Современные права человека это результат длительного исторического процесса борьбы прогрессивных сил за освобождение от угнетения.

В России процесс становления и развития института прав и свобод

человека прошел весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX — начале XX веков 1 . Государственно- политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.

Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже

неевропейской страной дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жестким налоговым бременем, как следствие этого слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.

О политических правах человека следует говорить также как и о социологической категории, сосредотачивающей общечеловеческие ценности, которые нашли свое воплощение в международных стандартах прав человека и внутригосударственном праве. Они гарантируются не только юридическими нормами, но и напрямую зависят от прочности устоев конституционного строя, реальности демократизма и уровня политической культуры населения.

Для того чтобы наиболее точно определить понятие политических прав, необходимо раскрыть сущность рассматриваемой категории, выделить и подчеркнуть ее особенности и признаки. Во-первых, следует уточнить само понимание политики, политической власти, во-вторых, предложить тот критерий оценки политики, который оправдан именно в данной сфере.

Термин «политика» первоначально обозначал различные формы

государственного управления. Позднее значение термина «политика» было расширено: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства. Политика — это отношения к власти, отношения по поводу власти. Указанное явление подвижно и объективируется в действиях людей, социальных групп, классов, представляющих, собой политический процесс. Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека и выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека и т. д.

Политическая власть 1 — это определенный тип общественных отношений, возникающих между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определенного типа правления и определенного политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы.

Таким образом, политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально коллективно участвовать в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.

К политическим должны относиться те права, которые дают возможность гражданам принимать участие в политической жизни общества, проявляя себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, а также в составе отдельных групп, движений, объединений и т.п.

Кроме того, политические права и свободы имеют ряд особенностей,

отличающих их от других прав человека и гражданина. Одним из

отличительных признаков политических прав и свобод является, прежде всего, возможность участия в общественно-политической сфере деятельности государства.

Эти права непосредственно связаны с политикой, с возможностью участия в общественно-политической жизни государства и предполагают

активное участие индивидуума в управлении делами государства. Главное содержательное своеобразие политических прав и свобод заключается в области их осуществления, в возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе.

Важным отличием политических прав является их тесная связь с

обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод признаются за гражданами, что является ограничением числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам государства.

Политические права и свободы характеризуются большей степенью определенности, четкости и жесткости формулировок, чем иные основные права и свободы.

Политические права по существу являются одной из форм проявления политической свободы человека. Закрепление этих прав и свобод в законодательстве конкретного государства лишь конкретизирует их, предусматривает эффективные механизмы и процедуры их реализации.

Исследуемая категория прав человека и гражданина обладает более высокой степенью публичности, поскольку в их защите заинтересованы, как правило, не только конкретные граждане, но и общество в целом. Реализация политических прав и свобод может осуществляться как отдельным индивидом (индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и группой лиц (право на собрания, демонстрации и митинги, право создания общественных объединений). Так, одной из особенностей политических прав и свобод является коллективный характер их реализации 1 .

По общему правилу отдельные категории граждан могут быть правомерно ограничены в своих Правах и свободах: если условия правомерного ограничения установлены законом; если они обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены к удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статья 29 Всеобщей декларации прав человека). Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Политические права гражданина выражают взаимоотношения личности и государства. Они реализуются в конституционно-правовых отношениях, но могут осуществляться и вне правоотношений (например, свобода мысли и слова.

Политические права и свободы (2)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Иркутский Государственный Технический университет

Факультет Права, Социологии и СМИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

На тему: Политические права и свободы

Выполнил: ст. 2 курса

Проверил: Белова Е.Д

Введение……………………………. 2
Глава 1. Общие права и свободы

1.1. Основные права и свободы………………………………………………..3
1.2. Классификация прав и свобод личности…………………………………4
1.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина……………6
1.4. Основные политические права и свободы……………………..………….10

Глава 2. Политические права и свободы
2.1. Право участвовать в управлении делами государства…………………. 13
2.2. Право избирать и быть избранными……………………………………. 16
2.3. Равный доступ к государственной службе………………………………..18
2.4. Право участвовать в отправлении правосудия……………………………19
2.5. Право обращений…………………………………………………………. 20
2.6. Право граждан на свободу мысли и слова………………………………..22
2.7. Свобода печати и информации…………………………………………….23
2.8. Право на объединение……………………………………………………. 27
2.9. Право на мирные собрания и публичные манифестации………………..32
Заключение…………………………..…………………………..…………34
Список используемой литературы………………………………………. 35

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому фундаментальные (основные) права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.
Политические права и свободы – важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне можно рассматривать как «обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти» 1 . Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.

Глава 1. Общие права и свободы

1.1. Основные права и свободы

Основные права и свободы — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.
Права че­ловека проистекают из естественного права, а права гражда­нина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемле­мый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, явля­ются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые за­крепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 2 .

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободным человеком, который находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Так, если в ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы (без слова «основные», то есть — все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Классификации прав и свобод личности
Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам.
В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:
1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) — право на жизнь — это естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» 3 ; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания;
2) публично-политические (в публично-политической сфере) — свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
3)социально-экономические (в социально-экономической сфере) — право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
4) права по защите других прав и свобод — сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические — «гражданам».

1.3. Конституционные права гражданина и человека

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.
Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».
Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.
Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина — обязанность государства» (Конституция РФ, Комментарий)
Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту — Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – не отчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.
Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по расовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая гласит, что:
1) Все равны перед законом и судом.
2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом». Данная статья корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», она же и развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи (ее первой части).
Этой цели прежде всего, служит принцип формально-юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией.

1.4. Основные политические права и свободы

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
В собственном смысле слова «политические права отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти» 4 .

Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.
Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:
— право на свободу мысли, ст29 п.1;
— право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст29 п.3;
— право получать и распространять информацию, ст29 п.4;
— право печати и информации, ст29 п.5;
— право на объединения, ст30 п.1;
— право беспрепятственно вступать в какое — либо объединение или пребывания в нем, ст31п2;
— право на мирные собрания, ст31 п.1;
— право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст32 п.1;
— право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2;
— право равного доступа к государственной службе, ст32п.4;
— право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5;
— право обращения, ст33 п.1.
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.
Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (ст.60 Конституции РФ).

Смотрите еще:

  • Трудовая дисциплина в тк рф Комментарии к СТ 189 ТК РФ Статья 189 ТК РФ. Дисциплина труда и трудовой распорядок 1. Трудовая дисциплина - необходимое условие (элемент) всякого коллективного труда независимо от организационно-правовой формы организации и социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Без […]
  • Отказ кредит ипотека сбербанк Отказ кредит ипотека сбербанк Я являюсь сотрудником Банка, в июне подали с супругом заявку на ипотеку по истечении пяти дней нам пришло одобрение,мы подобрали объект недвижимости ,заказали и оплатили оценку .Объект приняли на рассмотрение,прошла 3 дня и нам пришёл отказ и не по […]
  • Гражданский кодекс 186 статья Статья 186 ГК РФ. Срок доверенности Новая редакция Ст. 186 ГК РФ 1. Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. 2. Удостоверенная нотариусом доверенность, […]
  • Начисление амортизации нежилое помещение Начисление амортизации нежилое помещение Дата публикации 29.12.2017 Использован релиз 2.0.53.25 Амортизация объектов основных средств На балансе казенного учреждения "Комитет по техническому надзору Осановского района" учитывается объект основных средств "Нежилое помещение, ул. […]
  • Коап рф ст 204 ч1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности 1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую […]
  • Как продать машину фиктивно Фиктивная продажа авто перед разводом можете оспорить данную сделку, либо требовать половину ее стоимости Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов 1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию […]
  • Трудовой кодекс украины 2018 отпуск количество дней Ежегодный отпуск – 2018: виды, продолжительность, условия предоставления В отпускной период не лишним будет напомнить украинцам и их работодателям, какие виды ежегодного отпуска предусмотрены украинским законодательством, их продолжительность и условия предоставления. Об этом расскажет […]
  • Семейный кодекс постатейные комментарии Семейный кодекс постатейные комментарии Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации Антокольская М. В. - кандидат юридических наук (Московская государственная юридическая академия) - ст. 4 - 5 гл. 1; ст. 80 - 88 гл. 13; ст. 89 - 92 гл. 14; ст. 93 - 98 гл. 15; ст. 99 - 105 гл. […]