Кто штрафует по коап

Комментарии к СТ 28.3 КоАП РФ

Статья 28.3 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Комментарий к статье 28.3 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — обеспечение законности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. ст. 28.1 и 28.2).

2. В ч. 1 данной статьи устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 Кодекса (ст. ст. 23.3 — 23.76). Вместе с тем в ч. 1 данной статьи предусмотрена возможность предоставления права составлять упомянутые протоколы должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, на которые возложены контрольно-надзорные функции федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, но которые не отнесены КоАП РФ к субъектам административной юрисдикции.

Кроме того, учитывая тенденцию передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в ведение субъектов РФ, в частности в сферах природопользования, жилищно-коммунального хозяйства и по некоторым другим вопросам, в указанной части данной статьи предусмотрено право должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ также составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, что закреплено в соответствующих пунктах ч. 2 данной статьи.

Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи содержит общие правила определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 и ст. 19.20, значительно расширен нормами ч. 3 рассматриваемой статьи за счет указания на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Круг таких органов и их компетенция в области лицензирования определяются Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В этой же части данной статьи установлено право должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, составлять протоколы об умышленном невыполнении их законных требований (ст. 17.7), о заведомо ложных показаниях свидетеля, заключении эксперта и некоторых других участников производства (ст. 17.9).

В связи с установлением административной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного надзора (контроля), предусмотренной ст. 19.26 Кодекса, в ч. 3 данной статьи внесено соответствующее изменение. Введено общее правило: помимо случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, протоколы по ст. 19.26 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль).

4. Часть 4 данной статьи содержит отсылочную норму, указывая, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 1 — 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Ныне такие перечни утверждены заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и опубликованы в установленном порядке.

В настоящее время идет процесс передачи ряда надзорных и контрольных полномочий в ведение уполномоченных органов субъектов РФ, в том числе в сфере охраны природных объектов. В этой связи в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено право указанных выше органов определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена КоАП РФ.

Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ должны определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законом соответствующего субъекта РФ.

5. Часть 5 комментируемой статьи в исключение из общих правил, установленных ч. 1 статьи, определяет перечень лиц, не являющихся, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти, но в силу возложенных на них задач и функций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ. Это члены коллегиальных органов административной юрисдикции, инспекторы Счетной палаты РФ, капитаны морских судов и др.

В п. 12 этой же ч. 5 предусмотрено право должностных лиц, вынесших постановление об административных наказаниях в виде административного штрафа в отношении физических лиц, составлять протоколы по ст. 20.25 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок. По делам, рассмотренным судьями, такие протоколы составляют судебные приставы-исполнители.

6. Часть 6 комментируемой статьи относит к ведению субъекта РФ определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. ч. 2 и 3 ст. 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которой осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

КоАП РФ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)

Н езнание закона не освобождает от ответственности. Пожалуй, это утверждение знакомо каждому, но не каждый участник финансового рынка соблюдает данное правило в своей деятельности. Приводим список статьей КоАП РФ , по которым привлекаются к административной ответственности участники финансового рынка за нарушения требований законодательства РФ, а также особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях Банком России .

В рамках осуществления надзорных полномочий Банк России вправе привлекать участников финансового рынка ( профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ, страховые компании, акционерные общества, эмитентов ценных бумаг, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитно-потребительские кооперативы (КПК), кредитные организации и иных юридических лиц) и их должностных лиц к административной ответственности в случае выявления нарушений требований законодательства РФ в их деятельности.

Юридическое или физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения. Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности может происходить как в рамках проводимой Банком России проверки (камеральной, выездной, проверки отдельных сведений), так и в случае выявления административного правонарушения в ходе проведения постоянного мониторинга деятельности участников финансового рынка.

Стоит обратить внимание, что административное делопроизводство и проведение проверки не связаны между собой и могут вестись параллельно друг другу. Так, например, Банка России может составить протокол об административном правонарушении в результате непредставления или нарушения сроков представления регулярных отчетов, уведомлений или ответа на запрос (предписание) о предоставлении документов.

С информацией об административных взысканиях , наложенных Банком России на участников финансового рынка, можно ознакомиться на сайте Банка России .

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ( КоАП РФ ) устанавливает, что Банк России и ее территориальные учреждения (ТУ Банка России) рассматривают в отношении поднадзорных организаций дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.53 — 5.55, ч. 1, 3 и 4 ст. 13.25, ч. 1 ст. 14.4.1, ч. 1 — 5 и 7 — 9 ст. 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 — 15.22, ч. 1 — 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. 2 — 6 ст. 15.26.1, ч. 1 ст. 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), ч. 2 ст. 15.26.2, ст. 15.26.3 — 15.26.5, ч. 1 — 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, ч. 1, 3 и 5 ст. 15.39, ст. 15.40, ст. 15.40.1, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ, а именно:

  1. статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю;
  2. статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете);
  3. статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета;
  4. статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов;
  5. статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств;
  6. статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах;
  7. статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета;
  8. статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю;
  9. статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг;
  10. статья 15.18. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;
  11. статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках;
  12. статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами;
  13. статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации;
  14. статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  15. статья 15.23.1. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;
  16. статья 15.24.1. Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;
  17. статья 15.26.1. Нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности;
  18. статья 15.26.2. Нарушение ломбардом законодательства РФ;
  19. статья 15.26.3. Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй;
  20. статья 15.26.4. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, имеющими вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, по передаче в бюро кредитных историй информации об исполнении решения суда;
  21. cтатья 15.26.5. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, являющимися заимодавцами по договорам займа (за исключением кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов), представлять в бюро кредитных историй информацию о погашении займов;
  22. статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  23. статья 15.28. Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества;
  24. статья 15.29. Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов;
  25. статья 15.30. Манипулирование рынком;
  26. статья 15.31. Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний;
  27. cтатья 15.34.1. Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования;
  28. статья 15.35. Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  29. статья 15.38. Нарушение законодательства РФ и о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации;
  30. статья 15.39. Нарушение требований законодательства РФ в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ;
  31. статья 15.40. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;
  32. статья 15.40.1. Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки;
  33. статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
  34. статья 19.7.3. Непредставление информации в Банк России.

До вступивших в силу 24.01.2011 изменений в КоАП РФ в отношении участников финансового рынка, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», дела об административных правонарушениях по статье 15.27 КоАП РФ рассматривались ФСФМ России ( Росфинмониторингом ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе:

  1. Председатель Банка России, его заместители, руководитель территориального учреждения Банка России, его заместители.
  2. Руководители структурных подразделений Банка России, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности) .
  3. руководители территориальных подразделений (учреждений) Банка России, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности) .

Указанными статьями КоАП РФ предусмотрены следующие виды административного наказания :

  1. административный штраф;
  2. дисквалификация;
  3. административное приостановление деятельности.

Административный штраф применяется в отношении граждан, должностных и юридических лиц и в зависимости от вида административного правонарушения составляет для граждан до 5 тыс. рублей , для должностных лиц до 50 тыс. рублей , для юридических лиц до 1 млн. рублей .

Дисквалификация применяется в отношении должностных лиц и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет .

Административное приостановление деятельности применяется в отношении юридических лиц в рамках нарушения ими требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и устанавливается на срок до 90 суток .

В качестве должностных лиц в рамках административного процесса рассматриваются единоличный исполнительный орган — руководитель организации (генеральный директор), а также лица, ответственные за выполнение определенных функций, возложенных на них должностными инструкциями в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким лицам, в частности, относятся контролер профессионального участника, специальное должностное лицо (СДЛ) , ответственное за соблюдение Правил в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Как показывает сложившаяся практика, из всех видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ, Банк России ограничивается только наложением административного штрафа на юридических и должностных лиц . Это связано еще и с тем, что административное наказание в виде дисквалификации и приостановления деятельности назначается только судом , то есть материалы дела об административном правонарушении должны быть переданы Банком России для последующего рассмотрения в суд. При этом в случае выявления правонарушения в деятельности организации административный штраф может быть наложен одновременно и на юридическое лицо, и на должностное лицо.

Условно административный процесс в Банке России можно разделить на следующие этапы:

  1. Выявление правонарушения в ходе проведения Банком России надзорных мероприятий.
  2. Установление виновных лиц, совершивших административное правонарушение (лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении).
  3. Подготовка доказательной базы — сбор документов, доказывающих факт совершения правонарушения, а также устанавливающих виновных лиц. На данном этапе Банк России может запросить у виновных лиц дополнительные документы и пояснения.
  4. Вынесение Банком России определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и уведомление об этом виновных лиц путем направления почтой или вручения копии указанного определения.
  5. Уведомление Банком России виновных лиц о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Как правило, протокол составляется по месту нахождения проверяемой организации (в случае проведения проверки) или по месту нахождения Банка России или одного из ее территориальных учрежедений.
  6. Составление протокола об административном правонарушении. На данном этапе Вам предоставляется возможность ознакомиться с содержанием протокола, а также написать свои возражения, связанные с выявленным административным правонарушением, или отказаться от подписания протокола, о чем делается соответствующая отметка.
  7. После составления протокола его направление на рассмотрение должностному лицу Банка России или одного из ее территориальных учрежедений, уполномоченного рассматривать протоколы об административном правонарушении.
  8. Уведомление Банком России виновных лиц о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении.
  9. Рассмотрение прокола об административном правонарушении и вынесение постановления, то есть фактически принятие решения по административному делу. На данном этапе Банком России также может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении — выносится должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». В зависимости от административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена соответствующей ст. КоАП РФ, Банком России может быть вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении судье . Это происходит в случае, когда Банк России, не правомочен привлекать лицо к административной ответственности по соответствующей ст. КоАП РФ, в частности, по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
  10. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
  11. Оплата виновными лицами административного штрафа.

В соответствии с положениями КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В тоже время постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Обжаловать постановление об административном правонарушении можно, обратившись с жалобой , непосредственно, в Банк России или соответствующим заявлением в арбитражный суд по своему местонахождению или по местонахождению Банка России.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В заключение, хотелось бы отметить, что постановление об административном правонарушении по делам, которые рассматривает Банк России в соответствии с КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении 1 (одного) года со дня совершения административного правонарушения ( срок давности ). При этом, административное правонарушение должно быть правильно квалифицировано, длящееся или недлящееся.

ЮК «ДЕКАРТ» имеет большой опыт по ведению административного делопроизводства , защите прав и представлению интересов участников финансового рынка в Банке России. Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам для получения бесплатной консультации по Вашему вопросу. Итоговое вознаграждение (см. раздел УСЛУГИ И ЦЕНЫ ) ЮК «ДЕКАРТ» напрямую зависит от итогов рассмотрения дела об административном правонарушении в Банке России и составляет всего 10% от максимальной суммы штрафа (но не менее 10 тыс. руб.) , предусмотренной КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП — это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность — это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания — это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф — это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нарушения и наказания – чего ждать от нового Кодекса об административных правонарушениях

Обеспечительный арест имущества станет возможных по делам об административных правонарушениях, а небольшие штрафы – до 10 000 руб. – будут удерживаться из зарплаты, пенсии или стипендии. Такие новеллы содержатся в проекте нового КоАП, который разработан в Госдуме. Помимо этого, разработчики документа намерены заставить арбитражные и суды общей юрисдикции разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, а гражданампредложить новые виды наказаний.

В феврале 2014 года Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. После этого на Охотном Ряду две группы парламентариев – во главе с единороссом, председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным и эсером Александром Агеевым – начали работу над новой редакцией кодекса. С небольшим опережением во времени действовал Агеев: в октябре 2014-го он обнародовал проект общей части нового КоАП (внесен в ГД, пока не рассматривался), а в январе 2015-го аналогичную часть документа презентовала и группа, трудившаяся под руководством Плигина («Новому КоАП прописано больше наказаний»). В начале октября эсер внес в Госдуму проект нового КоАП, содержащего и специальную главу – с санкциями за конкретные нарушения. А в конце месяца Плигин вынес на общественное обсуждение свой вариант документа.

Сходство с Уголовным кодексом

В нем сохранилась идея разделить все административные правонарушения по категориям на грубые, значительные и менее значительные. Такая идея, видимо, была почерпнута авторами из Уголовного кодекса РФ. К грубым будут относиться деяния, за которые будет полагаться штраф для граждан от 10 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей 100 000–400 000 руб., юрлиц – от 5 до 60 млн руб., исправительные или обязательные работы, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо лицензии, а также запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, дисквалификация на год. К значительным авторы нового КоАП предлагают относить нарушения, за которые гражданам будет полагаться штраф от 5000 до 10 000 руб., индивидуальным предпринимателям – 25 000–100 000 руб., юрлицам – от 1 до 5 млн руб., лишение специального права или дисквалификация не более чем на год. Остальные будут считаться «менее значительными». За них «могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа».

Новые наказания

Оставили разработчики в документе и новые виды наказаний за правонарушения, которые вызвали споры. В частности, речь идет о ликвидации юрлица или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда. Ранее авторы обещали, что эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации, но не конкретизировали за какие. После публичных дискуссий перечень нарушений, за которые может назначаться такое наказание, состоит из пяти пунктов: создание юрлицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юрлицом порнографических изображений; незаконная организация, проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем. При этом суд, вынося решение о необходимости ликвидации юрлица, также может запретить его учредителям на срок от шести месяцев до полугода создавать новые компании.

За грубые и значительные нарушения гражданам будут грозить исправительные работы, которые заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от 5 до 20 % дохода гражданина в срок от 15 дней до двух месяцев. Но есть условие: сумма взысканного должна быть «не менее минимального размера установленного административного штрафа за значительное административное правонарушение», то есть 5000 руб. В частности, исправительные работы будут грозить попавшимся на мелком хулиганстве либо за потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте либо за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Предлагают авторы в новом КоАП расширить норму из действующего кодекса, предусматривающую возможность запрещать гражданину, нарушившему правила поведения зрителей, посещать спортивные мероприятия на срок от двух месяцев до семи лет. Проект вводит запреты на срок от трех месяцев до года на посещение публичных мероприятий – участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании – привлеченным к ответственности за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах. Также документ предусматривает создание черных списков авиадебоширов, которым от полугода до трех лет будет запрещено летать в качестве пассажира. Например, за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, предполагается либо штрафовать на 20 000–50 000 руб., либо лишать права на полеты на полгода-год.

Вести учет таких граждан будут судебные приставы. В реестр авиадебоширов, сведения которого будут «открытыми для всеобщего ознакомления» на сайте службы судебных приставов, будут вносить фамилии, имена, отчество, дату и место рождения привлеченного к административной ответственности, даты, в течение которых действует запрет на полеты в качестве пассажира. Авиакомпаниям, которые провезут человека, значащегося в черном списке, будут грозить штрафы от 30 000 до 100 000 руб.

Сроки давности

Документ предусматривает увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности до одного года по общему правилу с двух-трех месяцев. При этом срок для наказаний два месяца будет за нарушения «в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств», в случае их фиксации на камеры в автоматическом режиме. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре.

Арбитражным судам придется работать по новым правилам

По проекту арбитражные и суды общей юрисдикции будут разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас арбитражные суды в таких случаях руководствуются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса. «Можно констатировать, что в России появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях», – говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры», к. ю. н., доцент МГЮА им. Кутафина. «Введение единых процессуальных правил [является] достоинством проекта КоАП – систематизация подходов и продуманность наказаний обеспечит соблюдение принципов правосудия», – считает Марина Шикова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Освобождение от наказания

Если предложения разработчиков станут законом, то в КоАП появится глава об освобождении от административного наказания и ответственности. Освобождение от ответственности будет возможно в нескольких случаях, среди которых такие, как: деятельное раскаяние совершившего правонарушение, примирение с потерпевшим, малозначительность правонарушения, амнистия, а также «установления факта злоупотребления потерпевшим своими правами» и признание утратившим силу закона или его положения, на основании которого гражданина или компанию предполагалось наказать, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

От наказания нарушителя могут освободить, если тот обязуется исполнить «в установленный срок возложенную на [него] обязанность, за неисполнение которой привлекается к административной ответственности». На такое послабление смогут рассчитывать лишь впервые попавшиеся на нарушении и если выплата штрафа «может повлечь за собой невозможность исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности». Однако на это также потребуется согласие того, кто направил протокол на рассмотрение в орган или суд, и потерпевшего. Если нарушитель не устранит недоработки, то постановление об освобождении от штрафа будет аннулировано.

Взыскание штрафов замотивируют

Нашли разработчики документа и несколько способов повысить собираемость штрафов. Во-первых, они предлагают делать 50%-ную скидку при оплате штрафов за все значительные и менее значительные нарушения для тех, кто сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 января 2016 года на такую скидку могут рассчитывать водители, нарушившие Правила дорожного движения. Однако дисконт не распространяется на случаи, когда автомобилист попался пьяным за рулем или отказался от медосвидетельствования (ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ ) или если нарушение привело к ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ). Полностью штраф придется оплачивать и тем, кто повторно попался на управлении незарегистрированным автомобилем (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ), проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ), превышении скоростного режима более чем на 40 км/час (ч. 6 и 7 ст. 12.9 КоАП РФ) и выезде на полосу встречного движения (ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Во-вторых, проект нового КоАП предусматривает возможность удержания штрафов в размере до 10 000 руб. из зарплаты, пенсии, стипендии и иных периодических платежей гражданина. Это будет возможно, если суд или госорган обладают информацией о месте работы, учебы нарушителя, а тот в течение 60 дней взыскание не исполнил. В этом случае суд или госорган отправят поставление тому, кто платит привлеченному к административной ответственности деньги, а тот должен будет удержать необходимую сумму из причитающихся выплат нарушителю. В противном случае компании будет самой грозить штраф от 30 000 до 100 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – 10 000–20 000 руб., если постановление не исполнит банк – ему придется отдать в госказну «половину от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей».

В-третьих, впервые в КоАП появляется такая мера обеспечения производства по делу, как обеспечительный арест имущества. Она может применяться, согласно проекту, «в целях обеспечения исполнения административного наказания в виде административного штрафа, назначаемого за грубое либо значительное административное правонарушение, а также возмещения ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения». Арест заключается в составлении описи имущества, запрете собственнику или владельцу «распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, изъятии арестованного имущества (при необходимости), передаче его на хранение». Арест должен производиться в присутствии владельца имущества или его представителей и при двух понятых. Обязательно должна быть видеозапись процесса, следует из документа. Тем не менее «в случаях, не терпящих отлагательства», говорится в проекте нового КоАП», «арест имущества может быть осуществлен в отсутствие собственника или владельца имущества». Особо оговаривается, что стоимость имущества «должна быть соразмерна максимальному размеру административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи» или обеспечивать при реализации имущества возмещение ущерба, если он нанесен правонарушением.

«Нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания», говорится в пояснительной записке к документу.

Рагулина из «Яковлев и партнеры» приветствует появление упрощенного порядка взыскания административных штрафов. «Это облегчит жизнь как лицу, которому это наказание назначено, так и приставам-исполнителям», – полагает она.

Наказание можно будет смягчить

Вписывают авторы проекта нового кодекса в него и уже существующие в действующем КоАП положения о смягчении взысканий. Речь идет о возможности назначить нарушителю штраф ниже низшего предела. Суд или орган, в производстве которого находится дело, смогут вынести взыскание в урезанном варианте, если минимальный штраф для граждан составляет не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – не менее 30 000 руб., а для должностных лиц – не менее 50 000 руб., сейчас для последних действует порог в 100 000 руб. При этом «пониженный» штраф не может быть вдвое ниже этих цифр. На сокращение взыскания можно будет рассчитывать, следует из проекта, лишь «при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица».

За денежные суррогаты выпишут штрафы в рублях

Авторы проекта нового КоАП предлагают записать в кодексе новые составы административных правонарушений. Среди них ответственность за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов, если он не предусмотрен российским законодательством либо проводится с его нарушением. За это будет полагаться штраф для граждан от 20 000 до 40 000 руб., индивидуальным предпринимателям – от 50 000 до 70 000 руб., а юрлицам – 2–3 млн руб. Во всех случаях «предмет административного правонарушения» будет конфисковываться. Не будут считаться суррогатами «электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании», средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, в том числе в рамках многопользовательских компьютерных игр, и другие.

Установление административной ответственности за недобросовестный выпуск денежных суррогатов Рагулина называет «необходимой мерой», поскольку последствия их использования могут быть негативными. «Широкое замещение денег в качестве средств платежа; скрытые убытки предприятий, как по времени получения средств, так и по фактически поступающим суммам; уклонение от налогов; стимулирование завышенных отпускных цен по сравнению с рыночными ценами (это приводит к провоцированию инфляции); деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования», – перечисляет она возможное негативное влияние денежных суррогатов. Юрист из адвокатского бюро «Линия права» Марина Литвинова, положительно оценивая предложение разработчиков нового КоАП, говорит о том, что «бесконтрольный оборот денежных суррогатов опасен в том числе тем, что этот инструмент может быть использован в целях отмывания доходов, полученных преступным путем».

Шикова из «Олевинский, Буюкянн и партнеры» напоминает о том, что «ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ» введен прямой запрет на выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов. Однако этот закон не раскрывает понятие денежных суррогатов, в отличие от предложенной редакции КоАП».

Строже будут наказывать тех, кто занимался эмиссией денежных суррогатов с помощью «информационно-телекоммуникационных сетей» или совершал свои действия «на территории более чем одного субъекта Российской Федерации». В этом случае гражданам будет грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб., ИП – 80 000–100 000 руб., а юрлицам – от 4 до 5 млн руб. Литвинова напоминает, что ранее с похожими инициативами выступал Минфин. «Высказывались мнения, в частности, представителями Генпрокуратуры о необходимости закрепления уголовной ответственности за введение денежных суррогатов. Однако в итоге было принято более осторожное решение о введении административной ответственности за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов», – говорит она.

Административно наказуемым станет и «прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью» к оплате их криптовалютой. За это граждане будут рисковать суммой от 40 000 до 50 000 руб., ИП – от 80 000 до 100 000 руб., а юрлица – 4–5 млн руб. Пополнят госказну граждане на 20 000–30 000 руб. за простую куплю-продажу денежных суррогатов, а за дарение 2000–3000 руб., компаниям будет грозить штраф в 2–3 млн руб. и 400 000–600 000 руб. соответственно. Однако есть и исключение из правил: единоразовое приобретение денежных суррогатов, выпущенных в документарной форме, в качестве сувенирной продукции без намерения их дальнейшего использования не будет считаться административным правонарушением.

Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов, тоже будет наказуемо. Гражданам за такие действия будут, согласно проекту, назначать штраф в 20000–40000 руб., юрлицам – от 4 до 5 млн руб.

Смотрите еще:

  • Какую часть аванс составляет от зарплаты Аванс - это сколько процентов от зарплаты? Актуально на: 23 января 2018 г. Первая часть заработной платы за месяц традиционно называется авансом. Но аванс – это какая часть зарплаты? Расскажем в нашей консультации, сколько процентов от зарплаты составляет аванс. Аванс и […]
  • Транспортное средство оснащенное подъемником с рабочей платформой фото Транспортное средство для загрузки, перевозки и выгрузки сыпучих материалов Владельцы патента RU 2593308: Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Транспортное средство содержит каркас (1), прицеп (12), тележки шасси (3), задний борт (23), днища (6) […]
  • Расторжение брака семейный кодекс рф Расторжение брака семейный кодекс рф Статья 23 СК РФ. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака 1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в пункте 2 […]
  • Статьи 12211 коап рф Комментарий к статье 12.21.1 КОАП РФ. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с соблюдением правил […]
  • Предельный возраст службы в армии россии Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе Статья 49 . Предельный возраст пребывания на военной службе См. комментарии к статье 49 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ пункт 1 статьи 49 настоящего […]
  • Права и свободы схема Образовательный портал - все для студента юриста. V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения. Виды личных прав и свобод человека: - […]
  • Закон о защите прав потребителей ст 10 комментарий Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Новая редакция СТ 9 Закона о Защите Прав Потребителей России: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и […]
  • Слово развод по мусульмански Смотреть что такое "Талак" в других словарях: ТАЛАК — [арабск., перс. тадж., тур.] у мусульман: самый распространенный вид расторжения брака; для развода необходимо трижды произнести слово «талак» (как бы три предупреждения). Брак может быть возобновлен только после еще одного замужества […]