Факторы влияния развод

Названы основные факторы, влияющие на вероятность развода

Исследование Гарвардского университета.

Исследователи реализовали интересный проект, итог которого позволил специалистам определить факторы, влияющие на вероятность развода, передает Хроника.инфо о ссылкой наhealthvesti.com

Следует заметить, что инициаторами экспериментов стали сотрудники из кафедры социологии при Гарвардском университете. Сообщается, что после осуществления комплексных испытаний и опытов научным работникам удалось назвать главные причины, из-за которых мужчины и женщины подают на развод.

По словам исследователей, в новых экспериментах приняли участие более 6 тысяч супружеских пар. Руководителем проектов была назначена Александра Киллвод. Всех добровольцев распределили в 2 группы. Оказалось, что на вероятность развода влияет то, насколько качественно супруга справляется с домашними обязанностями.

Факторы влияния развод

Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения родителей и детей. Теоретический обзор *

Чурилова Е.В.[1], Гутина Д.Д.[2] — специально для Демоскопа

Введение

До конца 1950-х гг. вдовство являлось главной причиной формирования неполных семей в США и странах Европы[3]. Однако, после массового признания права на развод и либерализации бракоразводного законодательства в течение 1960-х и 1970-х гг. число разводов в европейских странах стало ежегодно увеличиваться. По данным Базы данных о семье ОЭСР, доля разводов, которая в настоящее время приходится на семьи, в которых есть дети, в европейских странах варьируется от 37% в Италии до 70% в Португалии[4]. Россия на фоне европейских стран не является исключением. По данным официальной статистики, доля разводов с детьми в России в 1990-е гг. составляла 61-66%, ежегодная численность детей, переживших развод родителей варьировалась от 450 до 600 тыс. детей, а среднее число детей на 1 развод — от 1,26 до 1,37 ребенка. В течение 2000-х доля разводов с общими детьми в России составляла 50-60%, а на 1 развод в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18-1,24 ребенка[5].

Развод, являясь формальным прекращением брака, в большинстве случаев ведет к прекращению отношений между мужем и женой, но не к прекращению отношений между родителями и детьми. Хотя большая доля разводов в семьях с детьми приходится на семьи с одним ребенком[6], после развода независимо от числа детей в семье возникают проблемы дальнейшего финансового и психологического благополучия ребенка, а также разделения обязанностей по уходу за ребенком, выплаты алиментов и построения отношений обоих родителей – бывших супругов – с ребенком.

В данной статье будут рассмотрены теоретические и эмпирические исследования, посвященные выявлению факторов разводимости, влиянию разводов на благополучие семей и домохозяйств, а также взаимоотношения детей с родителями после развода.

Факторы разводимости

Факторы, которые влияют на вероятность развода, можно условно разделить на три группы. К первой группе факторов относятся пережитые события и условия жизни в прошлом, такие как пережитый собственный или родительский развод, низкий уровень благосостояния родителей. Эта группа факторов является подтверждением теории жизненного цикла, согласно которой все произошедшие события в дальнейшем влияют на матримониальное и репродуктивное поведение[7]. В частности, влияние пережитого развода обуславливается формированием негативного образа семейных отношений, и боязни вступления в новый брачно-партнерский союз.

Ко второй группе факторов можно отнести объективные характеристики вступивших в брак: уровень образования, возраст вступления в брак, продолжительность знакомства, проживание совместно с родителями, социально-экономические характеристики родительской семьи.

К третьей группе факторов относятся ценности и принятие брака родственниками и друзьями пары. Исследователями показано, что несовпадение интересов и взглядов супругов, а также некоторых черт характера (например, общительности) ведет к меньшей стабильности брачного союза[8]. К этой же группе причин отнесем и выработанные в рамках теории супружеской конфликтности три типа конфликтов, возникающих в ходе семейной жизни и способствующих семейной дезорганизации. Эти три группы подразделяются на конфликты, возникающие из-за несогласованного понимания супружеских прав и обязанностей, разделения домашнего труда; конфликты из-за неудовлетворенности потребностей одного из супругов; конфликты из-за недостатков воспитания и характера супругов[9].

Помимо прочих причин разводов не последнюю роль играет наличие детей, их число и возраст, особенно младшего ребенка. Вероятность развода снижается после рождения первого ребенка на 30%. Во время каждой из беременностей женщины риск развода становится минимальным. Наличие у пары нескольких детей не является препятствием для развода и по мере достижения младшим ребенком шести лет вероятность развода супругов с детьми достигает такой же величины, что и вероятность распада союза супругов без детей[10]. Однако, в случае, если первый ребенок пары девочка, то вероятность распада семьи на 4% выше, чем в случае, если первенец мальчик[11]. Кроме того, риски развода отличаются у брачных когорт, но эти различия связаны как с изменениями законодательства, так и с изменениями интенсивности процесса[12].

Влияние всех приведенных выше факторов развода за исключением уровня образования не меняется по величине для разных брачных когорт. Изменение влияния образования тесно оказывается связанным с изменением законодательства о разводах: если доступ к разводу затруднен, то прибегают к разводу преимущественно люди с высоким уровнем образования, если же возможность развестись доступна всем брачным парам, то больше разводиться будут супруги с низким уровнем образования[13].

Интересным представляется тот факт, что развод чаще является инициативой женщины, нежели мужчины, хотя женщины по сравнению с мужчинами имеют в несколько раз меньшие шансы на вступление в повторный брак. Объяснение подобного поведения женщин кроется в пренебрежении мужчинами своей воспитательной функции и своими семейно-бытовыми обязанностями, что вынуждает женщин расторгать брак, в том числе и в интересах детей[14].

Опека над ребенком после развода

В большинстве европейских стран вплоть до 1980-х гг. считалось, что в случае развода несовершеннолетний ребенок должен оставаться с матерью, так как их связь прочнее, чем связь отца и ребенка[15]. В странах, в которых до либерализации законодательства о разводах был возможен лишь развод-кара (например, Франция, Бельгия, Нидерланды, Англия и Уэльс), и требовалось установление вины супруга, невиновный в распаде брачного союза супруг становился единоличным опекуном ребенка[16]. Начиная с 1980-х гг. существующие практики преимущественной опеки матери постепенно пересматривались: роль опекуна ребенка стала возможной и для матери, и для отца ребенка. Суд во время бракоразводного процесса учитывает способность и возможности каждого из родителей заботиться о ребенке, а также условия, которые будут созданы ребенку каждым из родителей для его воспитания и развития. Выбор преимущественного места проживания ребенка после развода довольно сложен. По данным исследований, дети, находящиеся под совместной опекой родителей и дети, живущим под единоличной опекой, в равной степени удовлетворены жизнью. Однако, единоличное материнское опекунство может быть предпочтительнее совместного опекунства в случае негативных отношений между отцом и ребенком, а также в случае очень сильной привязанности между матерью и ребенком[17].

Практики назначения опеки над ребенком и регулирования вопросов его воспитания (частота и продолжительность встреч, материальная поддержка, совместный отпуск, вопросы образования) значительно различаются в зависимости от принятого в стране законодательства о разводе. Для стран Европейского союза характерна практика чередования места проживания ребенка, а размер алиментов определяется в зависимости от числа детей, их возраста, дохода бывшего супруга и частоты будущих встреч совместно не проживающего родителя и детей. Более того, в последние 30 лет наблюдается повышение заинтересованности отцов в собственных детях. Это связанно с переходом гендерных взаимоотношений в сторону большего равноправия, а зачастую и с полной трансформацией гендерных ролей. Подобные трансформации приводят к изменению функций в сфере родительства[18]. Так, в ряде Европейских стран доля детей, проживающих с отцом составляет 15-20% (например, 15,8% в Германии, 17,9% в Норвегии, 19,5% в Испании)[19]. В российский практике отмечается болезненное отношение мужчин к смене роли мужчины-кормильца на мужчину-домохозяина, а также общественное неприятие практики проживания детей с отцом после развода, аргументируемое самим населением более тесной связью матери и ребенка[20]. Практика опеки отца над детьми после развода остается довольно редким явлением и оценивается в 5-6 случаев на 100 разводов с детьми[21]. Эта доля сопоставима с долей детей, которые проживают вместе с отцом в странах бывшего СССР (например, в Литве и Латвии, она составляет 8-10%). Кроме того, Семейный Кодекс РФ регулирует только размер алиментов, определяемый как доля равная четверти, трети или половине от официальной заработной платы в зависимости от того, один, двое или больше детей были рождены в расторгаемом браке. Вопросы разделения обязанностей по уходу за детьми и дальнейшего воспитания детей в российском законодательстве не оговариваются, решение вопроса относительно алиментов, частоты встреч, участия бывшего супруга в жизни ребенка регулируются между бывшими мужем и женой по взаимной договоренности либо через суд.

Влияние развода для семьи и общества

Среди исследователей нет единой точки зрения на влияние разводов на последующее благополучие семей и домохозяйств. Распад брачно-партнерского союза, являющийся одной из причин перехода в состояние одинокого материнства, несет в себе как ряд отрицательных, так и положительных последствий для семьи, индивида, детей и общества.

Так, сторонники концепции институционального кризиса семьи считают высокую разводимость главной предпосылкой малодетности семей, утверждая, что вступающие в брак заранее не уверены в прочности своего брака, и предпочитают рожать меньшее число детей с целью облегчить себе издержки от будущего развода[22].

Опираясь на модель жизненного цикла семьи, представленную в виде заданных жестко последовательных этапов, долгое время считалось, что развод приводит к отклонениям от нормальной модели развития семьи[23], и лишь семья с двумя родителями может обеспечить условия, при которых ребенок будет расти здоровым, получит правильные представления о жизни в семье. Более того, многие авторы, ссылаясь на известную работу П. Сорокина, говорили о кризисе современной семьи, проявляющемся в «растущем удельном весе разводов, уменьшении числа заключаемых браков, росте числа внебрачных детей»[24] и о дезорганизации семьи, определяя ее как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов не могут точно выполнять свои обязанности»[25].

Однако, распад брачно-партнерского союза открывает для бывших партнеров возможность создать новую семью, которая будет развиваться уже в рамках нормального жизненного цикла семьи, и увеличивает вероятность рождения детей в новом удачном брачном союзе ввиду того, что для придания большей прочности браку супруги прибегают к рождению общего ребенка. Поэтому в условиях низкой рождаемости развод может вести к повышению рождаемости за счет повторных браков ввиду рождений, которые не были бы никогда реализованы в непрерывном браке[26].

Что касается влияния на материальное положение семьи, то, с одной стороны, распад семьи считается значительным фактором бедности[27]. В зависимости от модели социального государства краткосрочные экономические последствия для семьи могут быть разными: экономическое положение неполных семей практически не отличается от полных семей в странах с высоким гендерным равенством (страны Севера Европы), значительно ухудшается в странах Юга Европы. Так, медианный доход домохозяйства женщины с детьми снижается на 20% сразу после развода в Швеции и на 33% в Италии[28]. С другой стороны, развод благотворно влияет на построение женщиной карьеры и в долгосрочной перспективе увеличивает существенно ее доход[29]. Кроме того, разведенные женщины могут рассчитывать на финансовую помощь в виде алиментов на детей или дополнительной материальной поддержки от бывшего мужа, хотя не все женщины получают алименты на детей от бывших партнеров[30].

Последствия развода для ребенка

Влияние развода родителей на ребенка неоднозначно, и зависит от причин развода родителей, отношений между ними и отношений каждого из родителей с ребенком.

Проживание несовершеннолетнего ребенка с обоими родителями не является залогом его благополучия, и развод родителей играет положительную роль в случае плохих взаимоотношений в распадающейся семье, конфликтов между родителями. Сюда же можно отнести случаи девиантного поведения одного из родителей: алкоголизм, наркоманию, насилие. В этих случаях развод родителей является для ребенка спасением от постоянного стресса и переживаний[31], психологическая обстановка в семье нормализуется, улучшаются условия проживания и воспитания ребенка[32].

Однако, при распаде семьи, в которой не было явных острых конфликтов между родителями, развод может негативно отразиться на поведении и успехах ребенка. В первую очередь, развод для ребенка является стрессом, который может привести к антисоциальному поведению, конфликтам с одним из родителей, желанию быстрее повзрослеть в условиях ослабленного родительского контроля[33]. Ряд исследований показали, что пережитый ребенком развод в большей степени влияет на его поведение, чем пережитая смерть родителя или проживание с рождения с одной матерью[34]. Кроме того, рядом исследователей отмечается, что пережившие развод дети хуже учатся в школе[35], раньше начинают сексуальную жизнь и чаще рожают детей вне партнерского союза[36], раньше вступают в брак и быстрее разводятся в результате ранее сформированных негативных представлений о семейной жизни[37]. Частично такое негативное влияние на успехи детей объясняется как экономическими проблемами и напряженными отношениями между разведенными родителями, так и самим фактом проживания в неполной семье[38].

И для мальчиков, и для девочек характерно в период развода и первое время после развода меньшее проявление положительных эмоций. И хотя мальчики склонны более агрессивно вести себя после развода родителей[39], c проявлением последствий от развода и влиянием пережитого развода на будущую семейную жизнь больше сталкиваются девушки, чем юноши[40].

Не менее важную роль при разводе родителей играет и возраст ребенка. Более взрослый ребенок испытывает больший стресс в период разлада во взаимоотношениях родителей, постоянных ссор и конфликтов. Раздельное проживание родителей в таком случае способно улучшить психологическое состояние ребенка в этот период. Для маленьких же детей наиболее болезненным является момент ухода одного из родителей из дома[41]. Кроме того, на силу переживаний и последствия развода на ребенка оказывает влияние то, насколько наличие детей является сдерживающим фактором на пути к разводу. В странах, в которых разводы широко распространены, дети склонны легче переносить развод родителей, чем в странах, в которых наличие детей является барьером для супругов[42].

Несмотря на довольно большое число отрицательных последствий от развода для ребенка и его семьи, наличие обоих родителей, проживающих в одном домохозяйстве, не является залогом благополучия несовершеннолетнего ребенка[43], и, в случаях социально-недопустимых условий проживания ребенка в полной семье, развод может быть благом.

И, хотя утверждение того, что «дети без отцов не могут получить полноценного воспитания»[44] выглядит небезосновательным, и семья, и дети в этой семье в ряде случаев могут получить больше положительных последствий от развода, чем отрицательных.

Взаимоотношения детей и родителей после развода

Необходимо учитывать три аспекта влияния развода на благополучие несовершеннолетнего ребенка, рассматриваемые в долгосрочной перспективе: возможный конфликт между родителями; негативные отношения между родителем и ребенком; изменения в семейной структуре в связи с появлением новых членов семьи.

Конфликт в семье между родителями, ведущий к разводу, может сохраняться и после развода. Хорошие взаимоотношения между родителями после развода, а также постоянный контакт ребенка и с матерью, и с отцом являются необходимыми для постепенного принятия ребенком ситуации развода[45]. Однако, случаи сохранения конфликта между бывшими супругами часто ведут к запретам на встречи, общение и отношения с ребенком со стороны родителя-опекуна[46], и увеличивают вероятность депрессии у ребенка[47].

В случае негативных отношений между одним из родителей и ребенком, суд предпочитает назначить опеку над ребенком тому из родителей, с которым отношения у ребенка лучше. Тем не менее, стресс, переживания и изменения в поведении ребенка могут привести к изменению в худшую сторону отношений между ребенком и совместно проживающим родителем. Первые два года после развода являются самыми сложными как для ребенка, так и для его родителей: этот период времени требуется им для приспособления к новым ролям, отношениям, изменениям в ежедневных практиках[48]. Родитель, воспитывающий ребенка без супруга, начинает сочетать в себе роли единственного кормильца и воспитателя в семье, что приводит с одной стороны к ослаблению контроля над поведением ребенка, а с другой стороны к трудностям воспитания ввиду невозможности матери компенсировать отсутствующего отца и наоборот[49]. Кроме того, отношения разведенных матерей сложнее складываются с сыновьями ввиду того, что им труднее поддерживать и разделять «мужские» интересы сыновей[50].

Переход родителей из состояния супругов в ранг разведенных может привести к дальнейшему изменению их семейного положения: бывшие супруги могут вновь сойтись, остаться одинокими или создать семью с новыми партнерами. Взаимоотношения детей с родителями, состоящими в разводе, приводят к осложнению семейных отношений при появлении новых партнеров у матери и отца, а также детей в этих новообразовавшихся союзах. При вступлении в повторный брак у женщин, имеющих детей от предыдущего брака и родивших ребенка в новой союзе, возникают как трудности в отношениях с детьми от предыдущего брака, так и конфликтные ситуации между мужьями и детьми от разных браков. С другой стороны, новообразовавшаяся семья расширяется в своих очертаниях, тем самым увеличивая количество родственников. В подобных семьях межличностные отношения могут складываться абсолютно по-разному: от горячей любви до открытой вражды[51]. Не малую роль во взаимоотношениях в новой семье играет гендерная принадлежность несовершеннолетних детей. Так, качество отношений у однополых членов семьи в среднем выше, чем у разнополых: отношения мальчиков с отчимами складываются лучше, чем отношения девочек с отчимами[52].

Появление нового партнера у совместно не проживающего родителя и детей в этом союзе ведет к ухудшению отношений между ними и к возрастанию вероятности полного разрыва отношений родителя с ребенком от распавшегося брака. При этом в случае повторного брака матери разрыв отношений с ней происходит реже, чем в случае брака отца, что говорит о значительной уязвимости отношений детей с отцом[53]

Развод родителей практически всегда ведет за собой раздельное проживание одного из родителей с ребенком. Поэтому на будущее развитие взаимоотношений оказывает влияние также и географическая отдаленность проживания: чем дальше расстояние между родителями и детьми, тем реже происходят их встречи. Ослабевают контакты между детьми и родителями и с течением времени: чем больше времени проходит с момента развода, тем более редкими становятся встречи и тем больше снижается удовлетворенность родителей отношениями с детьми после развода[54].

Заключение

Развод с юридической точки зрения означает формальное прекращение действительного брака между супругами, но не прекращение отношений между родителями и детьми. Общие дети являются связующим звеном во взаимоотношениях между бывшими супругами.

Ежегодно с проблемой семейного разлада сталкивается значительная доля детей. После распада союза отношения родителей и детей, которые не живут вместе, складываются по-разному. Влияние на развитие ребенка распада семьи и создания новой – проблема, которая давно является объектом споров исследователей. Нет, и не может быть однозначного ответа на вопрос, является ли развод злом или благом. Ситуация каждой распадающейся семьи индивидуальна. В одних случаях распад семьи ведет к улучшению психологической атмосферы в семье, материального благосостояния, условий развития ребенка. В других случаях – наоборот, развод является для ребенка стрессовой ситуацией, причиной изменяющегося поведения и сильно влияет на материальное благополучие семьи. Аналогично, в одних семьях после развода во взаимоотношениях родителей и детей ничего не меняется, в других отношения становятся более равнодушными, в-третьих происходит прекращение общения одного из родителей и ребенка как по инициативе самого родителя, там и из-за преград со стороны бывшего супруга.

Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей

Дата публикации: 16.05.2018 2018-05-16

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Аристова М. Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 54-58. — URL https://moluch.ru/archive/206/50335/ (дата обращения: 17.09.2018).

В настоящее время участились случаи разводов между парами, что может подтвердить статистические данные: за 2013 год в России на 1225501 браков пришлось 667971 разводов, т. е. 55 % от общего числа заключенных браков, а в 2014 году на 1225985 браков — 693730, т. е. 57 %, что говорит о значительном увеличении количества разводов за год. Достаточно большое количество детей становятся объектом спора между родителями при разводе, а именно по вопросам связанных с местом проживанием ребенка после оформления бракоразводного процесса и порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем в постразводный период. Что можно также подтвердить статистическими данными Верховного суда РФ судебной практики число бракоразводных процессов, где главным объектом спора являются дети, в 2010 году отмечен значительный скачок — судами было окончено производство 24 281 дела, для сравнения в 2009 году- 20 531 дело [1, с.3].

Развод — это социально-психологическая ситуация, которая оказывает достаточно сильный психотравмирующий эффект на всех членов семьи, в особенности на детей. Ситуация развода между родителями в любом случае затрагивает интересы детей и отражается на их психологическом состоянии.

Изменение жизни ребенка в ситуации распада семьи происходит в трех основных аспектах:

  1. Родители не проживают вместе, и у ребенка нет возможности взаимодействия с обоими родителями в равной степени;
  2. Ребенок проводит время в основном с одним из родителей и небольшое количество с другим, даже если отношения между супругами носят бесконфликтный характер;
  3. Эмоционально ребенок становится ближе к одному из родителей [3, с. 15].

Зарубежные исследователи пытались выделить некоторые особенности, которые характерны для детей переживающие развод родителей. Так, например, американские исследователи Дж.Келли и Ю.Валлерстайн, которые занимались проблемой исследования влияния бракоразводного процесса между родителями на детей разного возраста в разные временные рамки (при разводе и после развода (после 1,5 и 5 лет). На основании полученных данных, они выделили, что все дети проявляют эмоциональную тревогу в ситуации распада своей семьи. Но по прошествии пяти лет после развода существенная специфика выделена не была, так как часть исследуемых детей достаточно хорошо адаптировались к данной ситуации, а другая часть детей оставались склонными к депрессиям и сложным эмоциональным переживаниям [6, с. 101]. Возможно, некоторые особенности таких результатов связано с тем, что в процессе исследования не учитывались и другие факторы, которые также оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, переживающего бракоразводный процесс родителей.

Известный зарубежный психоаналитик Юдифь Валлерштейн на основании своего наблюдения за детьми, которые пережили развод родителей, отмечает, что продолжение агрессивных разногласий между супругами в момент и уже после развода порождает у детей не только интрапсихический конфликт («конфликт лояльности»), который характеризуется с необходимостью ребенка к сокрытию информации о другом родителе или своих чувств к нему, но, прежде всего, снижение самоценности собственной личности.

Австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор рассматривал трудности детей без отрыва от самочувствия самих родителей, и ставил своей целью оказать псиотерапевтическую помощь всем членам семьи. На основании достаточно широкого опыта Фигдор сделал вывод, что если ребенок поддерживает хорошие взаимоотношения с обоими родителями, то возможность благополучного развития его психики возрастает. При этом он отмечает важность не столько частоты встреч с отдельно проживающем родителем, сколько важность доброжелательных и доверительных отношений между ними. Для формирования беспрепятственного общения родитель, с которым проживает ребенок, также должен быть настроен доброжелательно в отношении общения и встреч ребенка со вторым родителем. Сложные же условия до, во время и после развода повышают риск нарушения развития у детей, и способствуют предрасположенности к будущим невротическим реакциям [7, с. 62].

Отечественные исследователи также занимались некоторыми аспектами влияния развода родителей на психическое состояние детей и его социализацию. Одним из отечественных исследователей, занимающийся данной проблематикой, является отечественный философ В. И. Зацепин, который отмечал, что неполная семья не может обеспечить полноценную социализацию ребенка, так как происходит некоторая деформация данного процесса. Согласно его взглядам, в неполной семье основную роль берет, чаще всего, на себя мать, при желании компенсировать недостающей роли отца, женщина формирует гиперопекающий стиль взаимодействия с ребенком. Что, в свою очередь, способствует формированию несамостоятельной, безинициативной и эмоционально ранимой личности ребенка. Если ребенок был включенным участником в конфликтные отношения между супругами во время развода, этот фактор ещё больше осложняет особенности формирование его личности.

По мнению Т. Г. Хоментаускаса разногласия между супругами, частые ссоры более негативно сказываются на ребенке, чем сам развод и проживание с одним из родителей. Многие психологи отмечают, что наибольший вред на психическое состояние ребенка приносят конфликтные отношения между родителями, которые предшествуют разводу. И образовавшееся психологический дискомфорт внутри семьи, не понимая причин такой ситуации, часто приписывает собственному поведению, что и формирует повышенное чувство вины к ситуации развода.

Также А. И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» отмечает, что особенности проявление страхов у детей связано с составом семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей страхов больше, чем у детей того же возраста в полной семье. Данная особенность, по мнению А. И. Захарова определяют повышенную чувствительность у детей этого возраста, переживших ситуации развода родителей [2, с. 94].

В своей книге «Происхождение детских неврозов и психотерапии» А. И. Захаров отмечает некоторые особенности проявление невротической симптоматики у детей из неполных семей. Так у мальчиков дошкольного возраста отмечается наличие таких реакций, как истеричность, капризность, в поведении проявлении негативизма и упрямство. У девочек же отмечается проявление заиканья [2, с. 30].

Российский психолог С. К. Нартова-Бочавер в своей книги «Ребенок в карусели развода» отмечает, что «Развод родителей — всегда травма для ребенка. Сколько ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей самым тяжелым воспоминанием из детства. Развод для ребенка — разрушение среды обитания. Переживания ребенка развода родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстративного несогласия с мнением родителя». Софья Климовна выделяет, что самым первым последствием влияния психотравмирующей ситуации развода родителей — это адаптация ребенка к повседневной жизни. А одними из отдаленных последствий считает глубокие изменения в личности ребенка, в его представлений о семье, любви и верности [5, с. 86].

Таким образом, зарубежные и отечественные исследователи признают негативное влияние, которое оказывает развод родителей на состояние ребенка и мешает его дальнейшему социальному и психологическому развитию.

В связи с этим в нашем исследовании мы постарались рассмотреть факторы, которые влияют на особенности реагирования детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) на ситуацию развода родителей. Для ребенка дошкольного возраста распад семьи является своеобразной ломкой устоявшегося уклада в семейной системе, привычных отношений в семье, конфликт между привязанностью к значимым членам семьи. В силу своей эмоциональной незрелости детям дошкольного возраста наиболее сложно справляться с психотравмирующей ситуации — бракоразводного процесса между родителями.

В нашем исследовании были выделены некоторые параметры, в рамках которых проходил анализ и оценка позитивного и негативного влияния развода на ребенка. Оцениваемые параметры в исследовании:

  1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (средний (приблизительно 3–4 года) и старший дошкольный возраст (5–6 лет);
  2. Участие второго родителя (в нашем исследовании это чаще отец) в воспитании и жизнедеятельности ребенка до развода;
  3. Временные характеристики послеразводного процесса (то есть время, которое прошло после оформления развода и раздельного проживания супругов);
  4. Особенности взаимоотношений между супругами до, в период и после развода (уровень конфликтности в семье).

Целью настоящей работы состояло в выделении особенностей реакций детей дошкольного возраста на бракоразводный процесс, а также оценка факторов, которые влияют на особенности проживания детьми данной психотравмирующей ситуации.

Исследование проходило в рамках сплошной выборки с участием детей и родителей, переживающие бракоразводный процесс, в условиях детского сада города Москвы. Выборка эмпирического исследования состояла в основном из матерей, оставшиеся после развода с супругами, с детьми дошкольного возраста. Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов:

I этап состоял в диагностики родителей, переживших ситуацию развода. Основными методами на данном этапе было использование таких методов:

  1. Авторская методика, разработанная специально для данного исследования и направленная на изучение ситуации в семье, особенностей протекания бракоразводного процесса и оценки родителем особенностей реагирования детей на развод;
  2. Анамнестический опросник Г. В. Бурменской (изучение особенностей развития ребенка в семье);
  3. Модификационный вариант методики «Родительское сочинение», предложенное Шведовской (выявление «родительского отношения» к ребенку и особенностей родительской позиции) [8, с. 16];
  4. Сочинение «Мой ребенок» (исследование особенностей формирования «образа ребенка» и выявление родительских страхов и тревог относительно своего ребенка).

II этап исследование детей дошкольного возраста, переживших ситуацию развода родителей. С помощью следующих методов:

  1. Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с детьми и родителем в условиях детского сада;
  2. Проективная методика «Рисунок семьи» (выявление особенностей внутрисемейных взаимоотношений);
  3. Полупроективная методика «Тест-фильм» Рене Жиля (особенности межличностного взаимодействия о значимыми взрослыми);
  4. Детский апперцептивный тест (Л.Беллак).

На основании полученных данных был проведен анализ с оценкой факторов, влияющих на особенности реагирования детей на ситуацию развода родителей.

В процессе проведения частотного анализа были выделены особенности, которые характерны для детей дошкольного возраста, как реакция на психотравмирующую ситуацию — развод родителей. К таким реакциям были отнесены: эмоциональные реакции детей (повышение плаксивости, тревожности, развитие чувства вины и тоски по отцу и другие); особенности в поведенческой сфере детей (проявление агрессивного поведения относительно сверстников, непослушание, упрямство, демонстративное поведение, повышение или снижение активности на занятиях в саду); изменение в особенностях межличностной сферы ребенка (отстраненность ребенка от общения со сверстниками или взрослыми, нежелание общаться, снижение взаимодействия со сверстниками в процессе игры, закрытость и другие); особенности проявления невротических реакций (ухудшение аппетита, сна, дневной и ночной энурез, страхи) [1, с. 50].

В процессе изучения данной проблематики можно отметить значимость выделенных факторов, которые влияют на проявление особенностей.

Изучение такого фактора, как возрастные характеристики детей дошкольного возраста и их влияние на прохождение процесса адаптации к ситуации развода дало такие значимые различия. Дети среднего дошкольного возраста (3–4 лет) достаточно сложно справляются с психотравмирующей ситуацией развода, в отличие от детей старшего дошкольного возраста (6–5 лет). Возможно, такая особенность более быстрой адаптации к данной стрессовой ситуации связана с началом формирования у детей данного возраста некоторых способов совладающего поведения со стрессом.

При изучении такого параметра, влияющего на особенности протекания адаптации ребенка к бракоразводному процессу, как участие второго родителя (отца) в развитии и воспитании ребенка до развода также характеризуется некоторыми особенностями. Так необходимо отметить, что в семьях, где отец принимал достаточно большое участие в воспитании ребенка до развода (высокий и средний уровень участия) выделяют более быструю адаптацию детей к стрессовой ситуации. В семьях, где участие второго родителя отмечается, как минимальное или полностью отсутствует характерно выделением сложностей к принятию стрессовой ситуации, формирование у ребенка сложностей во взаимодействии с окружающими людьми, а также проявления невротической симптоматики.

Такой фактор, как постразводный период, переживающий семьей и особенности психологического состояния ребенка в зависимости от нахождения семьи на определенном этапе развития. В плане исследования нами были выделены группы семей в зависимости от времени, которое прошло после бракоразводного процесса. Данное деление проходило на основе выделенных фаз О. А. Карабановой постразводного периода: 1. Острая послеразводная фаза (длиться приблизительно до одного года); 2. Фаза перестройки семьи продолжительность данной фазы приблизительно от года до двух лет); 3. Фаза стабилизации (данная фаза жизни семьи длиться от двух лет и более) [3, с. 156].

Полученные результаты по данному фактору позволяют сделать следующий вывод, что для семей, находящиеся на острой стадии проживания бракоразводного процесса, характерны достаточно высокие показатели по всем выделяемым параметрам в эмоционально-волевой сфере детей, как реакция на стрессовую ситуацию. В особенности изменение претерпевают эмоциональная сфера ребенка, а также коммуникативная. В особенностях эмоционального реагирования отмечаются высокие показатели в проявлении плаксивости, тревожности и другие эмоциональны всплески на ситуацию отсутствия значимого близкого. В коммуникативной сфере характерна замкнутость ребенка, сложности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, сложности в расставании со значимыми близкими (мамой, папой) на время пребывания в детском саду.

В последующих стадиях — фазе перестройки и стабилизации характерно снижение влияния данной стрессовой ситуации — развода родителей и развитие адаптированности ребенка к психотравмирующей ситуации.

Фактор — особенности протекания взаимоотношений между супругами до, во время и после развода характеризуется определенным конфликтом во взаимоотношениях. В нашей работе мы основывались на шкалы изучения конфликтности в разведенных семьях, предложенные К. Б. Гаррити и М. А. Баррисом. На основании данного деления выделяют следующие уровни конфликтности: минимальный; умеренно выраженный; средний; высокий; максимальный.

Рис. 1. Уровень конфликта между супругами

При анализе эмпирического материала исследования в нашей работе мы выделили семьи: с минимальным уровнем конфликтности и семьи с высоким уровнем конфликтности, для которых характерно проявление физической агрессии в отношениях между супругами и в отношении детей, а также характерны сложности во взаимоотношениях и после развода (рисунок 1).

На основании анализа и сравнения данных групп с особенностями психологического состояния ребенка можно сделать следующие выводы:

  1. Вне зависимости от уровня конфликтности в семье характерно выраженность реакций детей на психотравмирующую ситуацию — развод. Хотя при этом необходимо отметить, что для семей с высоким уровнем конфликта во взаимоотношениях между супругами характерно проявления невротической симптоматики (44 %), когда как у семей с минимальным уровнем конфликта этот показатель ниже (32 %).
  2. При изучении адаптации и стабилизации психологического состояния ребенка в данных группах можно отметить, что в высококонфликтных семьях показатели остаточных последствий выше, чем в семьях с мирным урегулированием конфликта.
  3. У родителей, с высоким уровнем конфликтных отношений в семье отмечается формирование более отрицательного «образа ребенка», чем в семьях с минимальным уровнем конфликтных отношений.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно выделить факторы, которые оказывают влияние на состояние ребенка во время переживания психотравмирующей ситуации — развода родителей, а также особенности адаптации ребенка к данной ситуации: возрастные характеристики детей дошкольного возраста; участие второго родителя (отца) в воспитании и развитии ребенка до развода и общения с ним после, фаза постразводного периода, на которой находится семья, а также особенности, как выстраиваются отношения между супругами в период и после развода. Данные факторы необходимо учитывать при проведении комплексной психолого-психиатрических экспертиз, назначенных судом при определении места жительства и порядка общения с отдельно проживающим родителем, а также при оказании психологической помощи семья, переживающим развод.

  1. Аристова, М. Н. Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей: дис. магистр. психол. наук / М. Н. Аристова. — Москва, 2018. — 92 с.
  2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: монографическое исследование/ А. И. Захаров. — Санкт-Петербург: Союз, 2007. — 224с.
  3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие/ О. А. Карабанова. — Москва: Гадарики, 2006.– 320 с.
  4. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич–Куземкина, Т. Ф. Велента. — Санкт–Петербург: Речь, 2007.– 360 с.
  5. Ребенок в карусели развода/ Нартова–Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. — Москва, 2008. — 371 с.
  6. Сафуанов, Ф. С. Психолого–психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка: учебник / Ф. С. Сафуанов, Н. К. Харитонова, О. А. Русаковская. — Москва: Генезис, 2011.— 192 с.
  7. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое исследование) / Г.Фигдор. — Москва: Наука, 1995.– 376 с.
  8. Шведовская, А. А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психолог.наук/ А. А. Шведовская. — Москва: Московский государственный университет, 2006. — 30с.

Смотрите еще:

  • Договор о передаче прав и обязанностей арендатора Договор о передаче прав и обязанностей арендатора Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера, скачайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта […]
  • Список документов для регистрации ип в качестве работодателя в фсс Перечень документов для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей 1. Заявление установленного образца; 2. Паспорт индивидуального предпринимателя (страницы с фотографией и пропиской); 3. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве […]
  • Компенсация за третьего ребенка в 2018 году Детские пособия при рождении третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2013 года, в рамках государственной программы, жители 50 регионов Российской Федерации получают пособие за рождение третьего и последующих детей. Помимо этого, родители получают право на различные льготы. Выплаты за […]
  • Юридическая консультация название Вынесено судебное решение о ликвидации фирмы, использовавшей в названии словосочетание "юридическая консультация" Арбитражный суд Новосибирской области признал нарушением случай, когда фирма действовала с наименованием, которое вправе использовать только адвокатура (Решение Арбитражного […]
  • Оформление права собственности сроки Срок регистрации недвижимости в столице сокращен до 7 дней На официальном сайте Росреестра сообщается, что с 1 декабря 2016 года максимальный общий срок государственной регистрации прав на недвижимость в Москве будет составлять семь рабочих дней. Он исчисляется со дня со дня приема […]
  • Норма рабочего времени за 2014г Производственный календарь 2014 Производственный календарь на 2014 год с праздниками и выходными утвержденный правительством РФ для пятидневной рабочей недели. Всего в 2014 году было 247 рабочих дней (1970 часов) и 118 выходных дней для 5 дневки. Производственный календарь на 2014 […]
  • Алименты и доплата за вредность С каких доходов удерживаются алименты К сожалению, многие супружеские пары сегодня подают на развод. На это есть много разнообразных причин. Но суть не в этом. При расчете алиментов, многие родители, с кем остается ребенок задаются вопросом: из какого дохода могут взыскаться алименты? […]
  • Алименты для инвалида 1группы Платят ли алименты инвалиды? Согласно Семейному кодексу России каждый несовершеннолетний ребенок имеет право на получение материальной помощи. Согласно статье 80 Кодекса родитель обязан содержать своего ребенка. При этом законодательство не предполагает никаких исключений для […]