Действует ли трудовой кодекс на госслужащих

Оглавление:

Распространяется ли на сотрудников органов внутренних дел Трудовой Кодекс РФ?

Распространяется ли на сотрудников органов внутренних дел Трудовой Кодекс РФ? Такой вопрос стал наиболее актуален для сотрудников органов внутренних дел в период преобразования милиции в полицию, когда достаточная доля милиционеров была сокращена, однако выплаты уволенным сотрудникам, предусмотренные при сокращении, произведены не были под разными предлогами.

Думаю, что наличие как-раз разных предлогов и отражает действительную картину – уберечь федеральный бюджет от расходов по сокращению работников любым способом.

Статья 5 Трудового Кодекса России определяет приоритет норм Трудового Кодекса РФ перед остальными нормативными актами и законами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, постановлениях правительства РФ, указах Президента РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ. В случае противоречий между ними и Трудовым Кодексом РФ, применяется Трудовой Кодекс РФ.

Статья 11 Трудового Кодекса России достаточно ясно устанавливает: «Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

Далее в абзаце 8 этой же статьи Трудовой Кодекс России разъясняет на какие именно категории работников не распространяются его нормы, это:

  • военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
  • другие лица, если это установлено федеральным законом.

Нет ни единого федерального закона указывающего, что на сотрудников органов внутренних дел не распространяются нормы ТК РФ, таким образом, действие Трудового Кодекса России охватывает трудовую деятельность милиционеров и полицейских.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

СТ 11 ТК РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники норм трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей. В силу этого в сферу действия трудового права должны включаться все лица, трудящиеся на условиях, характерных для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарии к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора, поскольку фактический допуск работодателем лица к работе всегда означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарии к ним).

Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя. При этом нормы трудового права действуют на основе принципа равенства прав и возможностей работников (см. статью 2 ТК РФ с комментарием) и распространяются на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. статью 3 ТК РФ и комментарий к ней).

Исходя из содержания того же принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не должно ограничиваться кругом лиц, имеющих стандартный статус работника, они по общему правилу должны распространяться на работников со статусом акционеров, участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц, причем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности последних (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

2. Нормы трудового права распространяются также на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. Для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все они могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, при условии, что они установлены нормами ТК РФ либо иных федеральных законов.

3. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье проявляется также в том, что они распространяются на трудовые отношения с участием российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, хотя и с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона). Иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они соблюдают требования законодательства о миграционном учете и пребывают на территории РФ законно, что подтверждается видом на жительство, разрешением на временное проживание, визой и (или) миграционной картой, а также иными предусмотренными федеральным законом или международным договором РФ документами (абз. 7, 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Несмотря на одинаковый с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, как и лицо без гражданства, вправе осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает получение работодателем в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников (п. п. 2, 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу, подтверждающего их право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (абз. 14 п. 1 ст. 2 указанного Закона). Данный разрешительный порядок не действует в отношении ряда лиц, указанных в п. 4 ст. 13 этого Закона.

Применительно к самой трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства также установлены ряд ограничений. В частности, временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 4.2 ст. 13 указанного Закона). При этом все иностранные граждане (как и лица без гражданства) не имеют права заниматься перечисленными в законе видами деятельности и замещать определенные должности (п. 1 ст. 14 указанного Закона).

Широкая сфера действия трудового права проявляется в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории РФ регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Однако нормы трудового права не распространяются на работодателей, которые могут быть выведены за пределы сферы действия ТК РФ федеральным законом либо международным договором РФ. Исходя из принципа экстерриториальности нормы ТК РФ не распространяются на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

4. По общему правилу нормам отрасли трудового права свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством трудовому праву свойственна и дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней).

В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников, что ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства работников. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях, должны устанавливаться только ТК РФ либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников трудовыми льготами или гарантиями, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права могут быть заложены: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя. Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Сообразно этому ТК РФ посвящает особенностям правового регулирования труда отдельные главы, касающиеся: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41); б) несовершеннолетних (гл. 42); в) лиц, совмещающих работу с обучением (гл. 26). Отсутствие российского гражданства тоже является основой для введения особенностей в правовое положение трудящихся в России иностранцев и лиц без гражданства.

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: государственных и муниципальных служащих (Федеральные законы от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»); руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов юридических лиц (гл. 43 ТК РФ) и др.

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда в ТК РФ выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47); б) работников транспорта (гл. 51); в) педагогических работников (гл. 52); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (гл. 53); д) работников религиозных организаций (гл. 54); е) надомников (гл. 49); ж) спортсменов и тренеров (гл. 54.1). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (гл. 50 ТК РФ).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя в силу ТК РФ является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (гл. 44); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (гл. 45); в) работников, занятых на сезонных работах (гл. 46).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к физическим лицам (гл. 48 ТК РФ), организациям — субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней), организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

5. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время не безграничную сферу действия. Помимо трудовой деятельности, каждый гражданин нашей страны, распоряжаясь своими способностями к труду, вправе выбирать любой иной не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая военную и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Военная служба в нашей стране может осуществляться не только на контрактной основе, но и посредством призыва на срочную военную службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). В этом смысле действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространяется на лиц, формально и реально не являющихся работниками, а относящихся к категориям: а) военнослужащих при исполнении ими воинских обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда — ст. 702 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг — ст. 779 ГК РФ). В то же время действие трудового законодательства распространяется в определенных пределах на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и др.

В области регулирования рабочего времени нормы законодательства о труде имеют по существу универсальный характер и применяются, помимо работников, например, к военнослужащим (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и сотрудникам органов внутренних дел (ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Увольнение госслужащего

Госслужащий – государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения.

Увольнение госслужащего может происходить на основании:

  1. Собственной инициативы служащего, который самостоятельно составляет заявление об увольнении.
  2. По инициативе органа власти, который принял служащего на работу.
  3. По обстоятельствам, которые не зависят ни от воли сотрудника госучреждения, ни от работодателя.

Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.д.

В отношении гражданских государственных служащих действуют все нормы трудового законодательства с установлением небольшого количества особенностей и нюансов. В целом, все трудовые отношения и особенности их увольнения идентичны трудовым правоотношениям любых других работников негосударственной сферы.

Как регулирует увольнение госслужащих ТК РФ

Трудовой кодекс РФ регламентирует общие основания и особенности осуществления трудовой деятельности на территории России всеми гражданами, которые работают на основании трудового договора. Регламентация трудовой дисциплины и деятельности госслужащих осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а именно ФЗ №79-ФЗ.

В данном нормативном акте закрепляются следующие положения:

  • особенности и основания для расторжения контракта между работодателем и работником в зависимости от конкретных ситуаций;
  • нюансы прекращения трудовых правоотношений между работником и работодателем по взаимному соглашению;
  • процесс и особенности разрыва срочного контракта;
  • порядок и нюансы расторжения договора по желанию служащего;
  • особенности увольнения по решению работодателя;
  • расторжение соглашения о работе при возникновении обстоятельств, которые не зависят от поведения и воли сторон;
  • увольнение ввиду утраты доверия и прочее.

Что касается общих положений регламентации трудовой деятельности госслужащих, то она происходит в рамках ТК РФ и отражена в ст. 80, 81 и 140. В соответствии с данными положениями ТК РФ, госслужащий обязан заявить о своем намерении покинуть занимаемую должность за две недели до даты фактического увольнения, а также в последний трудовой день получить необходимые выплаты, компенсации и трудовую книжку с памяткой.

Виды увольнения

Особенности увольнения госслужащих полностью зависят от вида снятия его с должности, поэтому при возникновении той или иной ситуации могут применяться различные нормы трудового законодательства и ФЗ №79-ФЗ.

Увольнение по собственному желанию

В случае с расторжением контракта по желанию служащего, учитываются положения и ТК РФ, и ФЗ №79-ФЗ. В данных нормативных актах отражается обязанность работника в подаче заявления об увольнении сотрудника не менее, чем за две недели до предполагаемой даты ухода с места службы. Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику.

В последний рабочий день госслужащему выдают:

  • полный расчет за отработанное время в текущем месяцев;
  • компенсацию за неиспользованный отдых, включая очередной и дополнительный оплачиваемый отпуска;
  • трудовую книжку с внесенными отметками и данным об осуществлении государственной службы;
  • памятку о поведении и действиях госслужащего, в которой указываются различные особенности поведения, дальнейшей трудовой деятельности, обязательства и т.д.

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Увольнение по медицинским показаниям

Увольнение по медпоказаниям в гражданской госслужбе не новость, так как принятие на работу новых сотрудников осуществляется не только из-за профессиональных навыков и опыта в работе, но и с учетом физической подготовки и состояния здоровья.

В соответствии со ст. 33 и 37 ФЗ № 79-ФЗ, а также в рамках ст. 73 ТК РФ, при ухудшении здоровья государственного служащего, при котором он не в состоянии занимать закрепленную за ним должность, ведет к дальнейшему переводу его в иное место осуществления труда либо к увольнению по состоянию здоровья.

Служащему будут предложены иные вакансии, имеющиеся в госучреждении, исходя из состояния его здоровья. В случае, если работник не может осуществлять трудовую деятельность вовсе, то увольнение происходит на основании ст. 39 ФЗ № 79-ФЗ по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон.

В соответствии со ст. 127, ст. 178, работнику, которому невозможно предложить никакое вакантное место на предприятии ввиду состояния его здоровья выплачивается:

  • заработок за отработанное время;
  • отпускные за неотгулянный отдых;
  • выходной пособие, размером, равным двухнедельному среднему заработку за расчётный период.

Увольнение переводом

ФЗ №79 не устанавливает четкого понятия «перевод госслужащего» или его производных, однако в рамках ТК РФ под переводом понимается изменение трудовой функции работника на постоянной или временной основе в рамках предприятия, на котором он трудился ранее, либо на ином предприятии или его подразделении.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О госслужбе», перевод госслужащего возможен:

  • на другую должность, которой работник соответствует, внутри одного госучреждения;
  • на другую должность в другое госучреждение;
  • в другую местность и в другой государственной орган.

Согласно нормам ст. 33 вышеуказанного нормативного акта, перевод может быть осуществлён в иную организацию и на службу другого вида, но только с письменного согласия работника организации.

Увольнение в связи с выходом на пенсию

Увольнение работника госслужбы в связи с выходом на пенсию осуществляется в рамках действующих положений ФЗ №79 и с учетом норм трудового законодательства. Так, при увольнении с выходом на пенсию в трудовой делается соответствующая отметка, она позволяет пользоваться пенсионеру различными льготами и преимуществами, которые ему положены.

При условии, что общий стаж работы в госучреждении составляет больше 15 лет, причем последний год работы должен приходиться на госслужбу, пенсионеру полагается пенсия за выслугу лет.

При получении статуса пенсионера работник имеет право на увольнение без отработки. Работодатель обязан предоставить пенсионеру все сопутствующие документы, а также необходимые для увольнения выплаты.

Увольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.

Гарантии госслужащих при сокращении штата или ликвидации государственного учреждения закреплены в ФЗ №79, данный нормативный акт отражает фактически все положения, касающиеся госслужбы. Уведомление работника должно быть оформлено надлежащим образом, за два месяца до сокращения ему должны предоставить соответствующее распоряжение от руководства под подпись.

При выборе кандидата на сохранение должности учитывается преимущественное право. В этом случае работодатель учитывает заслуги служащего, его производительность труда, общий трудовой стаж, а также семейное положение по отношению к другим.

При сокращении штата госслужащий, который попал под сокращение может рассчитывать на получение четырехмесячного среднего заработка в качестве компенсационных выплат от работодателя, выходное пособие при этом не выплачивается. В случае, если по каким-либо обстоятельствам сокращение или ликвидация организации произошли до истечения двух отведенных месяцев, то помимо получения четырехмесячного среднего заработка, работник может рассчитывать на получение выходного пособия на период трудоустройства, сроком до двух месяцев, в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Увольнение в связи со смертью

Увольнение госслужащего в связи со смертью начинается с выхода соответствующего приказа, причем датой увольнения служащего будет фактическая дата его смерти, закрепленная в соответствующем документе. В случае с увольнением госслужащего по причине его смерти, работодатель издает соответствующий приказ, в котором обозначаются причины увольнения и подпись работодателя. Все личные вещи служащего передаются наследникам.

Увольнение в связи с утратой доверия

Такая норма закреплена во множестве федеральных нормативных актов, так как использование данной формулировки напрямую зависит от коррумпированности того или иного государственного служащего.

В случае с наличием обоснованных подозрений или доказательств, руководством государственного учреждения формируется приказ об увольнении в связи с утратой доверия. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку госслужащего.

Ст. 16 ФЗ №79 устанавливается обстоятельства, которые приравниваются к утрате доверия, в частности:

  • непредоставление сведений о доходах и имуществе;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • нарушение установленных на госслужащих и членов его семьи запретов и т.д.

Образец заявления на увольнение госслужащего

Заявление об увольнении с государственной гражданской службы составляется в рамках установленных трудовым законодательством норм. Каких-либо изменений, касающихся именно госслужащих, не имеется, все определяется, заполняется и предоставляется по общему правилу.

Заявление должно содержать:

  • данные учреждения и информацию о руководителе, которому направляется заявление;
  • персональные данные заявителя;
  • прошение об увольнении;
  • дату и подпись.

Расчет выплаты госслужащим при увольнении

Размер денежных отчислений для государственных служащих формируется из нескольких источников, которые определены ТК РФ и ФЗ №79.

Согласно данным нормативным актам, госслужащий при увольнении может рассчитывать на получение следующих выплат:

  1. Заработной платы за отработанное время до увольнения, включая абсолютно все надбавки и дополнительные платежи за выслугу лет, премиальные и другие денежные средства, выплачиваемые госслужащим.
  2. Отпускные перечисления, которые формируются из отношения длительности отпуска к отработанному времени за текущий период.
  3. При ликвидации предприятия, работнику выплатят среднемесячный заработок в четырехкратном размере.
  4. При ликвидации ранее оговоренного срока, работнику положено выходное пособие.

Полным расчетом выплат занимается бухгалтерия организации, которая предоставляет полные расчетные схемы и расчетные листы работникам для их удостоверения в правильности расчетов.

Компенсации

Размер компенсационных выплат полностью зависит от варианта и способа увольнения, так, при увольнении по собственному желанию, государственный служащий получит выплату заработной платы за отработанный период, а также отпускные.

В случае увольнения при сокращении или ликвидации — определенный размер компенсации, а также выходное пособие и т.д. Если работодатель по какой-то причине затягивает с предоставлением выплат, то работнику положена компенсация в виде 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа от суммы среднемесячного заработка гражданина.

Права и обязанности госслужащих после увольнения

После увольнения с госслужбы работник обязан сообщать о своем предыдущем месте работы на протяжении последующих двух лет при трудоустройстве на новое место трудовой деятельности. При этом такая же обязанность возлагается и на нового работодателя, он обязан сообщить в госучреждение о трудоустройстве сотрудника в течение десяти дней.

Помимо этого, работник в установленное Памяткой время должен соблюдать нормы поведения и правила осуществления трудовой деятельности, а также срок действия государственной тайны.

Увольнение госслужащего – процесс, который с одной стороны уникален и подчиняется специально установленному законодательству, с другой – стандартно определенный трудовым правом способ осуществления трудовой деятельности. В каждом конкретном случае увольнения необходимо изучать соответствующие нормы права.

Скачать образец Заявления об увольнении с госслужбы в формате .doc вы можете
по этой ссылке

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст. 11 ТК РФ

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Статье 11 ТК РФ

В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.

Другой комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.

Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК РФ в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.

В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т.д.

Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).

3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК РФ и комментарий к ней).

Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.

Статья 11 ТК РФ не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК РФ он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.

В силу ч. 1 ст. 391 ТК РФ правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т.п.

Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.

Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК РФ и комментарий к ним).

Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК РФ.

Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК РФ и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем — день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.

4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»; от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»; 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 16 нояб.).

Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.

Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК РФ выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК РФ и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК РФ и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК РФ и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК РФ и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК РФ и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК РФ и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК РФ и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК РФ и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК РФ и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК РФ и комментарий к ним).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК РФ и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК РФ и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК РФ и комментарий к ним).

6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда — ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг — ст. 779 ГК РФ) и др.

В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).

Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Смотрите еще:

  • Работа воинская часть мулино Работа воинская часть мулино - ВНИМАНИЕ: СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ в ПУНКТ ОТБОРА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (г. Нижний Новгород, ул. Школьная, д. 11) на должность гражданского персонала ВС РФ - ПСИХОЛОГ ( по профессионально-психологическому отбору) - полная […]
  • На кого можно пойти учиться в бресте Профессионально-технические колледжи и лицеи УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" Адрес: г. Брест, Героев обороны Брестской крепости, 78 Телефон: (8 0162) 21 55 79 (приемная комиссия), 21 31 83 (приемная директора) Аббревиатура: БрГПТКТ УО "Брестский […]
  • Адвокат иванов владимир владимирович Адвокат Иванов Владимир Владимирович Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 67/414; Номер удостоверения: 471; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: Центральный федеральный округ; Субъект Российской Федерации: Смоленская область; Адвокатская палата: […]
  • Погибли все трое детей Трое детей погибли во время купания в реке в Смоленской области Возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности Трое детей – девочка и два мальчика – погибли во время купания в реке Западная Двина в Смоленской области, сообщили в региональном следственном управлении СК […]
  • Норма рабочего времени за 2014г Производственный календарь 2014 Производственный календарь на 2014 год с праздниками и выходными утвержденный правительством РФ для пятидневной рабочей недели. Всего в 2014 году было 247 рабочих дней (1970 часов) и 118 выходных дней для 5 дневки. Производственный календарь на 2014 […]
  • Ст 146 ссср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 января, 3 июля 1965 г., 18 марта, 4 августа, 16 сентября 1966 […]
  • Ч7 ст730 коап рф право ответы РЭ 2015 11 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2014-2015 гг. 11 КЛАСС Отметьте один правильный вариант ответа: 1. Гражданин К. был осужден по ч.5 ст.264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, ПДД, повлекшее по […]
  • Адвокат сава савов Скандал! Осъден бивш пожарникар е назначен в борда на държавната фирма „Интендантско обслужване“ Епицентър 5 апр. 2017 | 13:08 През 2012 г. Огнян Гугушев е осъден на 10 месеца условно за предлагане на подкуп на полицай, търсил 8 килограма злато в конфискуван от МВР автобус с […]