Трудовые права человека и гражданина в российской федерации

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

– в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

– на отдых (ч. 5 ст. 37);

– на социальное обеспечение (ст. 39);

– на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

– на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

– на жилище (ст. 40);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:

а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2);

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);

в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);

г) право на защиту от безработицы (ч. 3) (Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, комплексно решает вопросы защиты от безработицы (в Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.)). В Российской Федерации отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; ТК РФ и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы;

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).

Право на индивидуальные споры выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в ТК РФ, в соответствии со ст. 381 которого под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в ТК РФ, согласно ст. 398 которого коллективный трудовой спорнеурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В ст. 409 ТК РФ регулируются условия и порядок реализации права на забастовку: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Отнесением таких случаев к сфере регулирования законом подтверждается конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в Конституции РФ и предусмотренных законом случаев, которые обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

В Конституции РФ особо подчеркивается забота государства о социальном обеспечении отдельных категорий граждан: каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); пенсионерам и лицам, получающим социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия устанавливает закон (ч. 2 ст. 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений социального государства является всеобщность пенсионного обеспечения, гарантируемого законом. Данный принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ). В ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

В Конституции РФ подчеркивается, что предоставление жилых помещений в установленных законам случаях осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, под которой для малоимущих и иных указанных в законе граждан понимается плата, которая посильна для данных категорий граждан; соответственно ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. В то же время здоровье имеет не только личный, а еще и социальный характер. Иначе говоря, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Особенностью данного права является также то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву гражданина корреспондируют обязанности государства и других субъектов правоотношений по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая средаэто окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Каждый, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

Трудовые права и свободы

Группа трудовых прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает:

• право на труд и на защиту от безработицы;

• право на забастовку;

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников. При административно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишкам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как результат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостояния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все больше отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто оставались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом РФ. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. п.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий ЧП или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ «О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях» от 28 июня 1930 г., а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового кодекса РФ и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой кодекс РФ защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку имеют инвалиды, родители детей-инвалидов, граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, и их жены (мужья), выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работу и не имеющие профессии. Эти нормы, особенно актуальные в условиях финансово-экономического кризиса, предусмотрены Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 1 мая 2017 г.). Этим Законом, в частности, создается информационно-аналитическая система «Общероссийская база вакансий «Работа в России», содержащая информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о гражданах, ищущих работу, и иные сведения. Выпускается также «Справочник профессий», который содержит информацию о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях. Доступ к информации осуществляется посредством сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, на безвозмездной основе. Закон также предусматривает создание условий для развития негосударственных организаций для трудоустройства граждан, подбора работников, включая частные агентства занятости.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс РФ (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забастовку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. В России оно закреплено в

ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.

В мировой практике встречаются различные виды забастовок — «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Нередко скрытым инициатором остановки работы выступает сам работодатель (в целях получения от правительства денежной помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб экономике. Западная конституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало политические кризисы.

Право на забастовку признается в современном мире как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. в целях разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, политических забастовок, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе РФ (гл. 61). Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности, т. е. прекращение работы теми трудящимися, которые тем самым выражают поддержку бастующих, хотя сами не являются субъектами данного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 дней.

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс РФ (ст. 413) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Являются незаконными и не допускаются забастовки в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о ЧП; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи.

Право на забастовку как конституционное право может быть ограничено, но только федеральным законом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. В случаях, когда забастовка признается незаконной, решение по коллективному трудовому спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.

Ограничения права на забастовку содержатся в ряде федеральных законов. Так, Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» прекращение работы как средство разрешения коллективных споров не только запрещено, но и влечет наложение дисциплинарного взыскания, как за грубое нарушение трудовой дисциплины.

Конституционные нормы о свободе труда и защите трудовых прав Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Загайнова Гоар Грантовна, Калдашова Евгения Викторовна

Приоритет прав и свобод граждан был признан в Российской Федерации не так давно. Немаловажными составляющими обеспечения этого приоритета в демократическом государстве являются защита трудовых прав и соблюдение норм свободы труда . Нормы труда, закрепленные в ТК РФ и Конституции РФ 1993 г., качественно отличаются от трудовых норм Конституций 1936 и 1977 гг., в которых трудовая обязанность была определена как принципиальная характеристика общественного устройства, а «тунеядцы» и «паразиты» исключались из участия в полноценной общественной жизни. В действующей Конституции РФ представлена норма «труд свободен», согласно которой каждый гражданин волен самостоятельно выбирать профессию и род деятельности и не может быть привлечен к административной ответственности за нетрудоустроенность. Современные нормы отечественного трудового права, безусловно, сформировались на основе принципов международного права, которые были дополнены некоторыми положениями. Например, статья 4 ТК РФ определяет понятие «принудительный труд» (работа, которую работник вынужден выполнить под угрозой применения наказания), которое не содержится в международных декларациях, а также устанавливает запрет на необоснованные различия при определении и изменении условий оплаты труда. Авторы убеждены в том, что защита свободы труда как абсолютного естественного трудового права должна осуществляться не только в судебном порядке, а также утверждают, что система защиты трудового права в России находится в стадии становления и требует постоянного совершенствования.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Загайнова Гоар Грантовна, Калдашова Евгения Викторовна,

THE PROSPECTS OF LAWMAKING ON LABOUR RIGHTS AND FREEDOMS BY THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Priority of rights and freedoms of citizens was recognized in the Russian Federation not so long ago. An important component in ensuring that priority in a democratic state is protection of labor rights and compliance with the freedom of labor principle. Labour standards secured in the Labour Code (LC RF) and the Constitution of the Russian Federation of 1993 are quite different from the labour standards of the Constitutions of 1936 and 1977, in which the labour duty was defined as a principal characteristic of the social structure, and “spongers» and “parasites» were excluded from participation in a social life. The current Constitution of the Russian Federation represents a norm saying that the labor is a free choice, according to which every citizen is free to choose his or her own profession and occupation and cannot be hold administratively liable for being unemployed. Modern standards of the Russian labour law were certainly formed on the basis of the international law principles, supplemented by some provisions. For example, the Article 4 of the LC RF defines the concept of “forced labor» (work that an employee is forced to perform under the threat of punishment), which is not contained in the international declarations, and also prohibits unjustified differences in determination and changing the terms of remuneration of labour. The authors are confident that the protection of freedom of labor as an absolute natural labor law should be carried out not only in a judicial procedure. They also claim that the system of labour right protection is in its formative stage in Russia and requires continuous improvement.

Текст научной работы на тему «Конституционные нормы о свободе труда и защите трудовых прав»

Загайнова Гоар Грантовна кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия

Калдашова Евгения Викторовна

студент магистратуры Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия, специалист 1-го разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России № 5 по г. Краснодару

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ О СВОБОДЕ ТРУДА И ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Zagainova Goar Grantovna

PhD in Law, Assistant Professor, State Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus branch of the Russian Academy of Justice

Kaldashova Evgenia Viktorovna

Student of MA course, North Caucasus branch of the Russian Academy of Justice, Specialist of the 1st category, Department for Taxpayers’ Registration, Inter-district Inspectorate of the Federal Tax Service No. 5, Krasnodar

CONSTITUTIONAL PROVISIONS ON FREEDOM OF LABOUR AND PROTECTION OF LABOUR RIGHTS

Приоритет прав и свобод граждан был признан в Российской Федерации не так давно. Немаловажными составляющими обеспечения этого приоритета в демократическом государстве являются защита трудовых прав и соблюдение норм свободы труда.

Нормы труда, закрепленные в ТК РФ и Конституции РФ 1993 г., качественно отличаются от трудовых норм Конституций 1936 и 1977 гг., в которых трудовая обязанность была определена как принципиальная характеристика общественного устройства, а «тунеядцы» и «паразиты» исключались из участия в полноценной общественной жизни. В действующей Конституции РФ представлена норма «труд свободен», согласно которой каждый гражданин волен самостоятельно выбирать профессию и род деятельности и не может быть привлечен к административной ответственности за нетрудоустроенность. Современные нормы отечественного трудового права, безусловно, сформировались на основе принципов международного права, которые были дополнены некоторыми положениями. Например, статья 4 ТК РФ определяет понятие «принудительный труд» (работа, которую работник вынужден выполнить под угрозой применения наказания), которое не содержится в международных декларациях, а также устанавливает запрет на необоснованные различия при определении и изменении условий оплаты труда. Авторы убеждены в том, что защита свободы труда как абсолютного естественного трудового права должна осуществляться не только в судебном порядке, а также утверждают, что система защиты трудового права в России находится в стадии становления и требует постоянного совершенствования.

право на труд, свобода труда, конституционные нормы, конституционная ответственность, государство, нарушение прав и свобод, защита трудовых прав, род деятельности, профессия.

Priority of rights and freedoms of citizens was recognized in the Russian Federation not so long ago. An important component in ensuring that priority in a democratic state is protection of labor rights and compliance with the freedom of labor principle. Labour standards secured in the Labour Code (LC RF) and the Constitution of the Russian Federation of 1993 are quite different from the labour standards of the Constitutions of 1936 and 1977, in which the labour duty was defined as a principal characteristic of the social structure, and «spongers» and «parasites» were excluded from participation in a social life. The current Constitution of the Russian Federation represents a norm saying that the labor is a free choice, according to which every citizen is free to choose his or her own profession and occupation and cannot be hold administratively liable for being unemployed. Modern standards of the Russian labour law were certainly formed on the basis of the international law principles, supplemented by some provisions. For example, the Article 4 of the LC RF defines the concept of «forced labor» (work that an employee is forced to perform under the threat of punishment), which is not contained in the international declarations, and also prohibits unjustified differences in determination and changing the terms of remuneration of labour. The authors are confident that the protection of freedom of labor as an absolute natural labor law should be carried out not only in a judicial procedure. They also claim that the system of labour right protection is in its formative stage in Russia and requires continuous improvement.

labour right, freedom of labor, constitutional provisions, constitutional responsibility, state, violation of human rights and freedoms, protection of labor rights, occupation, profession.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет охрану труда и устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7). В юридической литературе и законодательстве термин «защита трудовых прав» используется как: — обеспечение соблюдения трудовых прав;

— защита их от нарушений (в том числе восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей).

В соответствии с конституционной нормой «труд свободен» (ч. 1 ст. 37), в Российской Федерации гражданин свободно распоряжается своими способностями к труду, выбирает род деятельности и профессию. Человека нельзя привлечь к административной ответственности за то, что он не работает, так как он сам выбирает, работать ему или нет.

Для науки конституционного права актуален вопрос о свободах граждан в демократическом государстве и их защите (Н.В. Витрук [1], Л.Д. Воеводин [2], Е.А. Лукашева [3, с. 28-45] и другие ученые). Особенно актуален данный вопрос применительно к России, где относительно недавно был признан приоритет прав и свобод человека и гражданина и созданы механизмы для их реализации и защиты. Как справедливо отмечает Т.Н. Матюшева, «одна из наиболее важных составляющих национальных интересов РФ включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина» [4, с. 17-18].

Если сравнивать Конституции 1936 и 1977 гг., можно сделать вывод, что в них определялось содержание права на труд, гарантировалось его осуществление. В Конституции СССР 1936 г. провозглашалось, что граждане СССР имеют право на труд, что рассматривалось как право на получение гарантированной работы с оплатой их труда, причем оплатой в соответствии с количеством и качеством труда (ст. 118). Трудовая обязанность считалась одной из принципиальных характеристик общественного устройства страны и была включена в гл. 1 (ст. 12).

В Конституции СССР 1977 г. указывалось право граждан СССР на труд и обеспечение его социалистической системой хозяйства (ст. 41). Государство исключало из полноценной жизни страны тех, кого считало «паразитами» и «тунеядцами».

Лишь в конце 70-х гг. Конституция СССР 1977 г., а затем и республиканские конституции установили приоритетность права на труд. Конституционно устанавливалось, что добросовестный труд — не только обязанность, но и дело чести каждого гражданина СССР, способного к труду, а уклонение от общественно полезного труда считалось несовместимым с принципами социалистического общества. Согласимся, что «на закрепление основных прав и свобод личности СССР 1977 г. (ст. 20) было оказано воздействие международного права» [5, с. 149].

Декларация прав и свобод человека и гражданина уже гласила, что право на труд имеет каждый. Это право состоит в свободном выборе сферы труда и включает «право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий» (п. 1 ст. 23). В этом виде право на труд было закреплено в Кодексе законов о труде (КЗоТ) РФ в 1992 г. [6, с. 38-42].

На сегодняшний день в Российской Федерации также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 г. [7].

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда, что включает в себя следующее:

— трудовой договор является единственным основанием для возникновения трудового отношения;

— недоговорные трудовые отношения не допускаются;

— по соглашению работника и работодателя определяется трудовая функция, которую обязуется выполнять работник, дата начала работы, место работы, условия труда;

— при этом договорная свобода не может рассматриваться как безграничная, она реализуется его сторонами в рамках, установленных законодателем, как в интересах работника, так и в интересах работодателя. Реализуя право на свободу труда, работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, — это письменное предупреждение работодателя за две недели (ст. 80 ТК).

Использование принудительного труда запрещено ст. 4 Трудового кодекса, которая несколько расширяет его содержание по сравнению с международно-правовыми актами. Расширение его содержания состоит в следующем:

— к принудительному труду ТК относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия);

— не допускается установление преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, которые не связаны как с деловыми качествами работника, так и с характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения, что очень важно для реализации принципа свободы труда. Трудовое законодательство также содержит специальный запрет на установление необоснованных различий при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК).

Принцип запрещения дискриминации в сфере труда направлен на обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав. Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Неотъемлемой частью права на справедливые и благоприятные условия труда признается право на отдых, что гарантируется:

— установлением максимальной продолжительности рабочего времени;

— предоставлением перерывов для отдыха (ст. 108, 109 ТК), выходных дней (ст. 111 ТК), нерабочих праздничных дней (ст. 112 ТК), а также запретом работы в выходные дни (ст. 113 ТК);

— установлением минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска;

— сохранением за работником места работы (должности) и среднего заработка на период отпуска (ст. 114 ТК);

— предусмотрением для некоторых категорий работников удлиненных основных отпусков, имеющих целью гарантировать работникам более длительный отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности и других обстоятельств;

— установлением дополнительных отпусков, которые предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и некоторым другим категориям работников (ст. 116 ТК).

В этих положениях нашли отражение и принципы международного права, закрепляющие основные права человека в сфере труда, и принципы Российской Конституции. Согласимся, что «только в единстве, во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом права, свободы и обязанности способны в полной мере проявить свои качества, оказать результативное воздействие на реализацию конституционного статуса личности» [8, с. 17].

В соответствии со ст. 1 ТК РФ, одной из целей трудового законодательства является защита прав интересов работников и работодателей [9]. Для реализации этих положений в ст. 352 ТК РФ закреплены основные способы защиты трудовых прав и свобод.

Свобода труда — абсолютное естественное субъективное трудовое право. Определяя ценностное значение прав, Конституция РФ ставит благо и ценность «в строго определенное отношение к объективированным смыслам конституционных категорий свободы, равенства, справедливости, нравственности» [10, с. 34].

Способы защиты прав — это порядок реализации субъектами охранительных правоотношений своих полномочий. К ним целесообразно отнести: осуществление правосудия в виде уголовной, гражданской, административной юрисдикции; нормотворчество; надзор и контроль; рассмотрение дел об административных правонарушениях; оказание юридической помощи и услуг; согласование; самозащиту; достижение договоренности.

Защита свободы труда должна осуществляться не только в судебном порядке. Разногласия, связанные с отказом в приеме на работу при нарушении ч. 2, 3, ст. 16 и ч. 4 ст. 64 ТК РФ, целесообразно рассматривать и разрешать не только судом, поскольку право приема на работу в указанных случаях обеспечено обязанностью конкретного работодателя.

Н.В. Гончарова справедливо отмечает, что вовлеченной в механизм правозащитной деятельностью оказывается «вся система государственных органов в Российской Федерации, включая ее федеральную и региональную составляющие» [11, с. 8-17].

Защита трудовых прав возможна в случае их нарушения. Именно нарушение трудового права является правовым основанием для его защиты правовыми средствами. Одновременно правонарушение (или его состав) является основанием юридической ответственности. Система защиты трудового права в современной России находится в стадии становления. Она еще не оформилась окончательно, однако уже заявила в законе о своем существовании.

1. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. 432 с.

2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие. М., 1997. 304 с.

3. Лукашева Е.А. Правовой статус: понятие и структура // Общая теория прав человека / под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 28-45.

4. Матюшева Т.Н. Право на образование граждан Российской Федерации и роль дистанционного обучения в его реализации // Общество и право. 2005. № 3. С. 17-18.

5. Матюшева Т.Н. Правовое регулирование образования детей-сирот, детей-инвалидов и детей с девиантным поведением в дореволюционной России и в СССР // Современное право. 2010. № 6. С. 149.

6. Геворкян М.В. Право на труд как основное (конституционное) социально-экономическое право // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 38-42.

7. См.: Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.

8. Матюшева Т.Н. Понятие и сущность системообразующей функции права на образование // Право и образование. 2009. № 7. С. 17.

9. См.: Снежко О.А. Государственная защита прав граждан. М., 2005.

10. Матюшева Т.Н. Право на образование — конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 34.

11. Гончарова Н.В. Понятие и сущность механизма защиты прав и свобод человека и гражданина // Современное общество и право. 2013. № 1 (10). С. 8-17.

1. Vitruk, NV 2008, The general theory of the legal status of the individual, Moscow, 432 p.

2. Voevodin, LD 1997, The legal status of the individual in Russia, Moscow, 304 p.

3. Lukasheva, EA 1996, ‘Legal status: concept and structure’, General theory of human rights, Moscow, p. 28-45.

4. Matyusheva, TN 2005, ‘The right to education of citizens of the Russian Federation and the role of distance learning in its implementation’, Society and Law, no. 3, p. 17-18.

5. Matyusheva, TN 2010, ‘Legal regulation of the education of orphans, disabled children and children with behavioral problems in pre-revolutionary Russia and the USSR’, Modern law, no. 6, p. 149.

6. Gevorgyan, MV 2012, ‘The right to work as a basic (constitutional) socio-economic right’, Constitutional and municipal law, no. 4, p. 38-42.

7. See: Kruss, VI 2007, ‘Russian constitutional Axiology relevance and prospects’, Constitutional and municipal law, no. 2.

8. Matyusheva, TN 2009, ‘The concept and essence of backbone functions of the right to education’, Law and Education, no. 7, p. 17.

9. See: Snezhko, OA 2005, State protection of citizens’ rights, Moscow.

10. Matyusheva, TN 2008, ‘Right to education — a constitutionally protected spiritual value’, Modern law, no. 12, p. 34.

11. Goncharova, NV 2010, ‘Concept and essence of the mechanism of protection of the rights and freedoms of man and citizen’, Contemporary Society and Law, no. 10, p. 8-17.

Смотрите еще:

  • Законы о рекламе в россии 2014 Законы о рекламе в россии 2014 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о рекламе № […]
  • Общая доверенность на представление интересов юридического лица ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦАпроект, образец, форма, бланк, шаблон, пример 2018 год ДОВЕРЕННОСТЬ № 27 18 февраля 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Первая Климатическая Компания" (ОГРН – 1057748340297; ИНН – 7737507677; КПП – 772401001; […]
  • Упк ст 162 ч2 Комментарий к СТ 162 УПК РФ Статья 162 УПК РФ. Срок предварительного следствия Комментарий к статье 162 УПК РФ: 1. В главе 22 УПК предусмотрены общие условия для предварительного следствия, однако ряд ее норм относится и к дознанию. Смотрите ком. к ст. 223. 2. Для начала исчисления срока […]
  • Приговоры по ст1595 ук рф Autouristi.ru Приговор ст 1595 ук рф Home Блог Приговор ст 1595 ук рф Приговор ч При назначении наказания, исходя из положений ст. 60 УК РФ, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, обстоятельства содеянного, личность подсудимого, условия […]
  • Ст 399 ук рф Статья 399. Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора СТ 399 УПК РФ 1. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом: 1) по ходатайству реабилитированного - в случае, указанном в пункте 1 статьи 397 настоящего Кодекса; 2) по ходатайству […]
  • Разъяснение статья 5 Статья 5. Виды трудовых пенсий и их структура Статья 5. Виды трудовых пенсий и их структура 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю […]
  • Ч 2 ст 1811 коап рф Постановление № 5-1811/2017 от 7 декабря 2017 г. по делу № 5-1811/2017 Административное дело № 5-1811/17 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 07 декабря 2017 года, г. Подольск Московской области. У С Т А Н О В И Л : Манапов А.М., согласно протоколу по […]
  • Протокол создания гаражного кооператива образец Примерная форма протокола общего собрания учредителей о создании гаражного кооператива (подготовлено экспертами компании "Гарант") Внимание! Примерная форма приведена в соответствие с ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. К созданным до 1 сентября 2014 г. […]