Право на жилище в казахстане

Конституционные гарантии жилищных прав граждан в РК

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан. К.ю.н., доцен

Конституционные гарантии жилищных прав граждан в РК

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан. К.ю.н., доцент, зав. кафедрой «Правовое регулирование экономических отношений» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза Н. Весельская дает характеристику конституционных принципов, которые создают основу и определяют направленность принципов жилищного законодательства.

В числе таких гарантий следует назвать конституционный принцип «неприкосновенности собственности», закрепленный в ст. 26 Конституции РК в следующих положениях.

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В соответствии с этим принципом собственникам жилья обеспечивается возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им жильем.

Ряд жилищных прав человека регламентируется международными актами, влияющими на правовое регулирование жилищных отношений в РК.

Так, в одном из основополагающих документов ОНН — Всеобщей декларации прав человека — указано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и т.д. (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).

Другое положение Всеобщей декларации прав человека звучит следующим образом: «Никто не может подвергаться… произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища» (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека).

Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище.

Прежде всего — это гарантия того, что «не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда». Данное положение означает, что ни гражданин РК, ни иностранец, ни лицо без гражданства на территории РК не могут быть произвольно лишены жилого помещения.

Принцип «неприкосновенности жилища» имеет подкрепление и в других положениях Конституции РК. В частности, п. 1 ст. 39 Конституции РК гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Исходя из данного положения, исключена возможность использования законодательства для ограничения прав и свобод граждан. Между тем при реализации прав и свобод недопустимо посягательство на конституционный строй, охрану общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Кроме того, этот принцип находит свое выражение в нормах гражданского и жилищного законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать: выселения любого лица, поселившегося в жилище без согласия совершеннолетних граждан, проживающих в нем; возмещения вреда, если противоправное вторжение в жилище вызвало возникновение ущерба.

Как проявление принципа «неприкосновенности жилища» можно рассматривать нормы гражданского законодательства о бессрочности права собственности, невозможности безосновательного расторжения договора найма жилища из государственного жилищного фонда и выселения.

При этом, думается, нельзя абсолютизировать защиту частных прав в жилищной сфере, не проводя общегосударственную политику пресечения злоупотребления собственником своими правами. В ст. 188 ГК РК включены, наряду с описанием возможностей собственника, и пределы ограничения данного права, выражающиеся в том, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Тем самым гражданское законодательство охраняет не только собственника от нарушений его права, но и других участников гражданских правоотношений от возможного произвола собственников. Причем выработка системы таких ограничений прав собственника на жилище является важной тенденцией развития жилищного законодательства, например, в вопросе брошенных собственниками квартир.

Конституционный принцип «неприкосновенности жилища» означает также запрет кому бы то ни было проникать в жилище против воли проживающих там лиц. При этом под понятием «жилище» здесь понимается не только место постоянного жительства, но и места временного проживания одного или нескольких лиц, в том числе собственные или арендуемые квартиры, дом, загородный дом, непосредственно примыкающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, подвал и чердак жилого строения, кроме многоквартирного дома, гостиничный номер, каюта, а также речное или морское судно.

Правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, наделенные законным правом пользования этим жилищем как местом жительства или местом пребывания. Доказательством этого являются документы, подтверждающие право лица пользоваться этим помещением (документы, подтверждающие право собственности, договор найма и т.д.).

Вселение гражданина в помещение по воле собственника этого помещения или лица, владеющего жилищем на ином законном основании, влечет возникновение у вселяемого гражданина права на неприкосновенность жилища.

Не будет нарушением права «неприкосновенности жилища» вхождение в него, даже принудительное, одного из имеющих право проживания в этом помещении лиц при несогласии или препятствовании других проживающих там граждан.

Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыск допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законодательством. Кому, и на каком основании предоставлено данное право?

Право беспрепятственного вхождения в жилые помещения принадлежит сотрудникам правоохранительных органов в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством. Право на неприкосновенность жилища ограничивается на законных основаниях при проведении в рамках возбужденного уголовного дела таких процессуальных следственных действий, как обыск и выемка, основания и порядок производства которых подробно регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РК. Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, следователь выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано прокурором. В случае отказа в даче санкции прокурором осмотр не производится.

Если жилое помещение является местом происшествия, и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о произведенном осмотре для проверки его законности. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если принято решение о незаконности произведенного осмотра, данное действие не может быть допущено в качестве доказательства по делу (ст. 222 УПК).

В случаях, предусмотренных законодательством, право входить в жилище принадлежит судебным исполнителям при производстве осмотра и наложении ареста на имущество должника; спасателям для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Ответственность за незаконное вторжение в жилище против воли проживающего в нем лица предусмотрена ст. 145 УК РК. Проникновение в жилище в целях похищения находящегося там имущества наказывается как самостоятельное преступление — кража, грабеж, разбой, так как деяния охватываются составом преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РК.

Следующий принцип — «свободы места жительства» — закреплен в Конституции РК в следующей формуле: «Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства» (п. 1 ст. 21 Конституции РК).

Местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства лиц, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (ст. 16 ГК РК).

Другой конституционный принцип — «принцип обеспечения граждан жилищем» — выражается в том, что в республике создаются условия для обеспечения граждан жилищем (ст. 25 Конституции РК). Количество и размеры жилищ, находящихся в собственности граждан, не ограничивается. Указанным в законодательстве категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется из государственного жилищного фонда в соответствии с установленными нормами (ст. 25 Конституции РК).

При этом необходимо учитывать, что в этой формуле жилище выступает не как собственно конкретное жилое помещение в виде комнаты или квартиры, а как объект удовлетворения определенного минимального жизненного уровня. Кроме того, минимальные гарантированные нормы жилого помещения на одного человека существенно зависят от направления развития самого общества и государства. Поскольку государство объявило себя социальным, т.е. нацеленным в первую очередь на удовлетворение потребностей своих граждан, в том числе и в жилище, то объем гарантированного жилища будет постепенно увеличиваться, и на удовлетворение этой потребности каждого конкретного индивида будут выделяться средства из соответствующих фондов.

Такова краткая характеристика конституционных принципов, которые создают основу и определяют направленность принципов жилищного законодательства.

Поскольку жилищное право относится к комплексным отраслям и объединяет правовые нормы нескольких отраслей, то в жилищном праве наблюдается действие принципов нескольких отраслей права. Так, например, большую группу жилищных отношений образуют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением права собственности на жилище. Соответственно, принципы гражданского законодательства отражают гарантии указанного права и вместе с тем, применительно к области жилищных отношений, общие начала и методы правового регулирования жилищных отношений.

Одной из задач жилищного законодательства является обеспечение нуждающихся граждан жилищем, в ряде случаев для жилищного права характерно действие и принципов социальной защиты. Регламентация жилищных отношений, связанных с требованиями к жилищам, обеспечением сохранности и ремонта жилищных фондов, контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной сфере и использованием жилищного фонда не может осуществляться в отрыве от принципов административного права.

Принципами жилищного законодательства следует считать:

· принцип социальной защищенности граждан, вытекающий из соответствующей конституционной гарантии обеспечения граждан жильем. Исходя из экономической возможности общества на данном этапе его развития, жилищное законодательство обеспечивает жилищные интересы определенных категорий граждан, нуждающихся в жилье в пределах, позволяющих создать необходимые и нормальные условия для жизни;

· принцип охраны жилищных прав граждан. Выражая одно из важнейших социально-экономических прав граждан на жилище, этот принцип предопределяет целую систему жилищно-правовых норм, обеспечивающих устойчивость и защиту прав, которыми наделены наниматели жилых помещений;

· принцип судебной защиты жилищных прав граждан создается нормами, предусматривающими главным образом судебный порядок защиты прав в случае их нарушения или оспаривания, а также ущемления их неправомерными действиями должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о жилищных отношениях споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом. Соответственно, суду подведомственны все дела, вытекающие из жилищных правоотношений, и если гражданин считает, что его права нарушены действиями (бездействием) государственного органа, юридического или физического лица, он имеет право обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд.

· принцип императивности предписаний жилищно-правовых норм. Жилищно-правовые нормы твердо определяют условия и порядок предоставления жилищ категории лиц, имеющих право на получение жилища из государственного жилищного фонда, права и обязанности по пользованию жилым помещением, основания и порядок выселения и др. Причем эти правила никому не позволено изменять или отступать от них;

· принцип целевого использования жилищного фонда означает, что жилище предназначено исключительно для проживания. Не допускается создание и размещение в жилых помещениях производственных объектов. Перевод жилого помещения в нежилое производится в установленном законодательством порядке;

· принцип ипотечного кредитования жилищной сферы отражает один из существующих приоритетов реформирования жилищной сферы. Создание условий для доступности приобретения в собственность жилья населением является главной целью жилищной политики. Наиболее эффективные способы решения жилищного вопроса в стране состоят в развитии системы ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений;

· принцип гласности при предоставлении государственного жилища находит свое подкрепление в ст. 78 Закона о жилищных отношениях в следующем положении: «Списки лиц, состоящих на учете на получение жилища из государственного жилищного фонда, а также списки лиц, получивших жилище из государственного жилищного фонда за последние двадцать четыре месяца, предоставляются для ознакомления по требованию лиц, состоящих в этих списках. Формы таких списков обязательно должны включать сведения о составе семьи, времени постановки на учет, основаниях для получения жилища из государственного жилищного фонда и его размере, времени предоставления жилища»;

· принцип перехода жилищной сферы из государственного финансирования в режим без дотаций. В условиях, когда подавляющее число жилых помещений находится в частной собственности, роль государства в регулировании жилищной сферы существенно изменилась. Для реализации новых полномочий государства в жилищной сфере Правительством РК определен ряд приоритетных направлений решения жилищной проблемы в республике, например, активизация жилищного строительства, развитие системы жилищных строительных сбережений. Другая часть жилищных вопросов (содержание частного жилищного фонда) практически полностью возложена на собственников жилых помещений.

Конституционное право на жилище: содержание, обеспечение и защита

Мусаева А.Я., Досбаева М.

Таразский государственный университет им.М.Х.Дулати, Казахстан

В статье проанализирован ряд основных принципов Конституции, по которому определяется многоаспектность права на жилище: определены пять аспектов права на жилье. А также рассмотрен конституционное право на жилище сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным.

К конституционным основам жилищного права кроме норм, напрямую регулирующих положения жилищного права, можно отнести большое количество норм, которые не касаются жилищного права вплотную, однако косвенно затрагивают данную сферу или имеют применение по аналогии. Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан.Так, согласно ст. 1 Конституции РК человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Равным образом это положение применимо к жилищным правам. Жилищные права человека защищаются всеми предусмотренными законом способами (административным, судебным, самозащитой и др.).В соответствии со ст.12 Конституции РК государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан гарантируется. Любой человек при нарушении его жилищных прав может обратиться в суд. С жилищным правом связаны составы таких преступлений, как незаконное проникновение в жилище, приобретение квартиры путем вымогательства, мошенничества, использования поддельных документов и др.Статья 25 Конституции Республики Казахстан даст общее представление о судебном способе защиты. Суд рассматривает споры в жилищной сфере как между физическими лицами (нанимателем и членами его семьи, собственником и арендатором), так и между гражданами, с одной стороны, и жилищными, коммунальными, регистрационными службами (ЖКХ, БТИ) — с другой. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в суд. Часть 1 ст. 6 Конституции РК закрепляет равное признание и защиту на территории Республики Казахстан частную и государственную форму собственности. Указанные формы собственности применяются и для жилищных объектов. Закрепление частной собственности на первом месте в перечне видов собственности необходимо, чтобы подчеркнуть важность ее признания. В развитие положений ст. 6 Конституции РК действует и часть 1ст. 25, нормы которой направлены на конкретизацию регламентации и охраны правомочий частного собственника. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Именно на данной норме основана приватизация жилых помещений или приобретение их в собственность по гражданско-правовым договорам. Кроме того, данная норма закрепляет триаду правомочий, входящих в понятие собственности как в гражданском, так в жилищном праве. Никто не может быть лишен своего имущества и соответственно высален из принадлежащего ему на праве собственности помещения иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция РК также гарантирует право наследования. Думается, данное положение применимо только к жилым помещениям, принадлежащим гражданам на праве собственности.Конституция РК имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Казахстан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить Конституции (ст. 4 Конституции РК). Аналогично норме ст. 4 Конституции РК Жилищный законодтельство РК признает примат норм ратифицированных международных договоров в случае противоречия с нормами отечественного жилищного законодательства. В жилищном законодательстве РК сказано, что если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора. В соответствии с Конституции РК гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Может возникнуть вопрос: почему приведена данная норма? В сфере жилищных правоотношений кроме государственных образований и соответствующих органов, юридических лиц, владеющих имуществом на правах собственника, хозяйственного ведения или оперативного управления, действуют также товарищества собственников жилья — некоммерческие организации, форма объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом товарищества. Объединение в товарищество собственников жилья является делом добровольным. Во многих статьях Жилищного законодательства используется термин «совершеннолетний» (например, совершеннолетний член семьи нанимателя). По закону РК возраст, с которого гражданин Республики Казахстан может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности, т.е. считается совершеннолетним, устанавливает в 18 лет .Когда участником жилищного правоотношения является иностранный гражданин, применяется норма, закрепленная в соответствии с Конституции РК: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республики Казахстан правами и несут обязанности наравне с гражданами РК, кроме случаев, установленных международным договором РК». Однако, в отличие от казахстанских граждан, зарегистрированных по месту жительства бессрочно, иностранные граждане получают вид на жительство на строго определенное время. .Статьи 25, 26, Конституции РК имеют к жилищному праву непосредственное отношение. Закрепляя в ст. 25 право на жилище. Конституция относит его к числу основных прав, неотъемлемо принадлежащих каждому гражданину от рождения. Конституция определяет многоаспектность права на жилище:каждый имеет право на уже имеющееся у него жилище; каждый имеет право на получение жилища; существует запрет произвольного лишения права на жилище; обеспечение права на жилище вменяется в обязанности государства и муниципальных образований; существуют различные виды жилых фондов; осуществляются поддержка жилищных прав малоимущих граждан и предоставление им жилья бесплатно или за доступную плату. Первый аспект права на жилье обеспечивает возможность гражданам стабильно пользоваться имеющимся жильем, защищает их субъективное право на жилище. Однако его не следует понимать как полную свободу действий с жилищем. На совершение отдельных действий (перепланировку, перенос капитальной стены) необходимо разрешение уполномоченных органов. Кроме того, не стоит забывать о том, что свобода действий одного человека всегда ограничивается недопущением нарушений прав другого. Граждане должны нести соответствующие обязанности: пользоваться жилым помещением по его назначению, соблюдать правила пользования, оплачивать коммунальные услуги, не разрушать помещение. Таким образом, как указано п. 1 ст. 39 Конституции РК, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Второй аспект права на жилье характеризует возможность гражданина приобрести жилое помещение, т.е. улучшить свои жилищные условия. Жилое помещение может приобретаться различными не запрещенными законом способами: путем совершения гражданско-правовых сделок (купля-продажа, дарение, наследование, рента и т.п.), приватизации, предоставления служебных жилых помещений или помещений в общежитиях, найма жилого помещения и др.Третий аспект означает, что никто не может быть лишен права на жилище и произвольно выселен из него. Жилищное законодательство определяет основания выселения. По большинству оснований гражданин не может быть выселен без предоставления ему другого помещения. Собственнику жилого помещения при отчуждении земли, на которой стоит дом, для иных целей должно быть предоставлено адекватное возмещение. Для собственников индивидуального дома с надворными постройками или плодоносящим участком должны быть предусмотрены или денежное возмещение за дом, постройки и урожай, или возможность перенести дом и постройки. Перенос дома и денежное возмещение осуществляются за счет средств организации, для целей которой предоставляется участок. Любое выселение может быть оспорено в судебном порядке. Данные положения препятствуют произволу выселения в любых целях (например, снос жилого дома в центре города с целью строительства на его месте торгового комплекса).Четвертый аспект осуществления права граждан на жилье означает поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище, принятие необходимого нормативного обеспечения, защиту государством жилищных прав граждан, разработку и реализацию целевых жилищных программ и др. В соответствии с пятым аспектам на настоящий момент можно выделить следующие виды жилищных фондов: государственный, частный. Шестой аспект права на жилище предполагает, что малоимущие или иные установленные законом граждане (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие и некоторые другие категории) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного фонда. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Большое значение также имеет выделение специального жилищного фонда социального использования. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии. Таким образом, как верно отметил П.И. Седугин, по своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 25,26 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений: пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда. Очень близко с правом на жилище связаны и другие статьи Конституции РК. Так, ст. 25 Конституции закрепляет неприкосновенность жилища. Никто не имеет права проникать в помещение вопреки желанию его хозяев. В данной статье имеется в виду не только постоянное жилое помещение, но и временное (номер в гостинице). Уголовный кодекс предусматривает незаконное проникновение в жилище в качестве не только самостоятельного состава преступления, но и элемента, отягчающего другие преступления (такие, как кража грабеж, разбой и др.). Законодательство подразумевает под жилищем индивидуальный жилой дом со всеми жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Из вышеизложенного правила имеются исключения. Так, не будет противоправным проникновение в жилое помещение для предупреждения пожара или пресечения преступления. Следователь с санкции судьи может проникнуть в жилое помещение для проведения его осмотра обыска или выемки. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут проникать в жилое помещение только с санкции судьи. Однако в соответствии ст 222 УПК РК в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Республики Казахстан, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, посягающих на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч.В течение 48 ч с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан подучить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. В соответствии с законом сотрудники правоохранительных органов имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных налагать, что гам совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Неприкосновенность жилища при наличии постановления суда может также нарушать судебный пристав-исполнитель при наложении ареста на имущество должника. Не является преступлением и проникновение в жилище, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 145 УК РК).Также не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения, лицо не могло руководить своими действиями или бездействием (УК РК). Согласноп. 1 ст. 8Закона о жилищных отношениях споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом. Соответственно, суду подведомственны все дела, вытекающие из жилищных правоотношений, и если гражданин считает, что его права нарушены действиями (бездействием) государственного органа, юридического или физического лица, он имеет право обратиться за защитой своих прави законных интересов в суд. Однако правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, законно проживающие в помещении. Лица, самовольно вселившиеся в помещение, не подпадают под конституционную охрану данной нормы, а в некоторых случаях даже совершают уголовно наказуемое преступление (например, самоуправство). Немаловажное значение имеет и право на свободу передвижения и выбора места жительства, закрепленное п. 1 ст. 21 Конституции. С этим правом связана замена института прописки на институт регистрации по месту жительства. Необходимо отметить, что в указанной норме Конституция имеет в виду не только место постоянного проживания лица, законно находящегося на территории РК, но и место преимущественного проживания.Место постоянного проживания представляет собой помещение в местности, где гражданин проживает постоянно. Место преимущественного проживания — место, где гражданин проживает большую часть времени.

Конституция Республики Казахстан 1995 года является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого, Казахстан имеет шанс стать правовым и демократическим государством. Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности. Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Республики Казахстан, сложен и многогранен. Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативно-правовых актов Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является жилищное законодательства Республики Казахстан. По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Республики Казахстан.Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами права являются как граждане Республики Казахстан, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право граждан Республики Казахстан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия.

1. Конституция РК Алматы, Жеті Жарғы 2007

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (часть общая, особенная): Комментарий/Под ред. М.К.Сулейменова, Ю.Г.Басина.- Кн,1,2 Алматы 1998

Закон Республики Казахстан от 16.04.1997 N 94-I
«О жилищных отношениях»

Раздел 2.

Глава 2. Приобретение права частной собственности на жилище

Статья 12. Основания возникновения права собственности на жилище

Право собственности на жилище или его часть возникает по следующим основаниям:

1) строительство дома (части дома);

2) совершение сделок купли-продажи, обмена, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания и других гражданско-правовых сделок, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

3) получение жилища по наследству или в порядке универсального правопреемства;

4) приобретение в собственность нанимателем занимаемого им жилища или жилого помещения (квартиры) из государственного жилищного фонда путем его приватизации (выкупа или безвозмездной передачи);

5) внесение членом жилищного (жилищно-строительного) кооператива всей суммы паевого взноса за жилое помещение;

6) предоставление жилого помещения в собственность в силу договорного обязательства, в том числе договора об участии гражданина своими средствами или трудом в строительстве дома;

7) предоставление жилища юридическими лицами, основанными на негосударственной форме собственности, в собственность своему работнику или иному лицу путем продажи либо безвозмездной передачи;

8) предоставление жилища государством или юридическим лицом, основанным на государственной форме собственности, в собственность своему работнику либо иному лицу на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан;

9) предоставление жилища в качестве компенсации за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса либо реквизиции или в случае, когда жилище стало непригодным для проживания в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан;

10) по другим основаниям, не запрещенным законодательными актами Республики Казахстан.

Отдельные жилищные правоотношения

Отдельные жилищные правоотношения. Прежде чем перейти к рассмотрению оснований возникновения элементов и содержания жилищных правоотношений еще раз остановимся на режиме использования жилищного фонда. Использование жилища (жилого помещения по нежилому назначению допускается только на условиях, предусмотренных законодательством. В случаях использования личного фонда по назначению и для других целей требуется не допускать разрушения или порчи жилищного фонда. Пользователи жилищ не должны нарушать условия проживания других жильцов, причинять ущерб окружающей среде.

Переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилом доме возможны с согласия собственника помещения и при наличии проекта физических или юридических лиц, несущих ответственность за соответствие проекта строительным нормам и правилам. В случаях, когда переоборудование и перепланировка помещений затрагивают интересы других собственников, требуется их предварительное письменное согласие.

Наличие прав на один и тот же жилой дом влечет за собой и обязанность его совместной эксплуатации Собственники помещений (граждане, юридические лица, государство) вправе не объединятся в любое не запоенное законодательством объединение для Совместной эксплуатации жилых домов. Управление жилищным фондом осуществляется его собственником.

Независимо от принадлежности жилищного фонда Республики Казахстан его учет осуществляется государством по единой системе, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Разрешение всех споров, вытекающих из жилищных правоотношений, осуществляется в судебном порядке.

Жилищные правоотношения с участием собственника и членов его семьи. Жилищное законодательство Республики Казахстан непосредственно относит категории жилищных правоотношений собственности по поводу жилища, поскольку их регламентация дается непосредственно в Законе РК «О жилищных отношениях». Вместе с тем содержание данных правоотношений подробно рассматривается в Общей части гражданского права, поэтому в данном случае стоит лишь остановиться на рассмотрении жилищных прав собственников жилищ и членов их семей.

Справедливости ради стоит отметить, что в рамках жилищного права необходимо прежде всего рассматривать основания приобретения частной собственности на жилище. Гражданин может реализовать свое право на жилище посредством его приобретения любым из законных способов.*

С точки зрения жилищного права важным является рассмотрение правомочия пользования собственника как право лично (с семьей) проживать в принадлежащем ему доме. В данном случае возникают также специфические жилищные правоотношения, в которых их участниками являются собственники и члены его семьи.

Распоряжение жильем, принадлежащим на праве собственности собственником путем сдачи его в наем, также влечет за собой жилищные правоотношения по пользованию жилым помещением.

Наличие жилья на праве собственности можно рассматривать в качестве фактора, который исключает отнесение лица к той категории граждан, которых необходимо обеспечивать жильем, и вследствие этого меняется круг участников ряда жилищных правоотношений.

Хочется отметить, что юридические мотивации частных собственников жилья и государства существенно отличаются между собой. Частное лицо, приобретая жилье на праве собственности, может преследовать двоякие цели: а) обладать жильем как имуществом, как и любым другим имущественным объектом гражданских прав, находящимся в гражданском обороте; б) обладать жильем как целевым объектом. Указанные цели не противоречат друг другу, и законодательство в определенной мере даже подчиняет вторую первой, поскольку по другому жилье перестало бы выполнять функции вещи в гражданско-правовом смысле. Но, с другой стороны, нельзя обойтись и без определенных, разумных ограничений в отношении его использования. Именно в этих ограничениях кроится жилищно-правовой элемент отношений собственности по поводу жилищ.

Обладание жилищами государством преимущественно имеет жилищно-правовую природу, поскольку оно носит целевой характер и подчиненно решению задачи обеспечения жильем населения. В ограниченном количестве случаев государство обладает жилищами в качестве вещей, предназначенных для оборота.

Использование собственником жилища или его части по нежилому назначению не требует разрешения на это государственных органов. При этом собственник опять должен соблюдать строительные, санитарные, противопожарные и другие обязательные нормы и правила, это диктуется режимом жилищ. Если компетентные органы устанавливают факты нарушения обязательных норм и правил, либо существенное нарушение прав и интересов других граждан, собственник помещения привлекается к предусмотренной законодательством ответственности и может быть ограничен в праве нецелевого использование жилого помещения.

Наряду с собственником, наравне с ним, жилищем могут пользоваться вселенные им в жилище члены его семьи. При их вселении может быть оговорено, что жилье предназначено только для их проживания и ограничены иные права пользования. Членами семьи собственника признаются постоянно совместно с ним проживающие супруги и их дети. Родители супругов а также дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с собственником и ведут с ним общее хозяйство. Членами семьи могут признаваться нетрудоспособные иждивенцы, если они постоянно проживают с собственником.

Члены семьи, проживающие с собственником жилища, могут вселять в представленное им собственником жилища своих несовершеннолетних детей. Вселение других членов семей допускается лишь с согласия собственника.

В случае прекращения семейных отношений с собственником бывшие члены семьи могут пользоваться жилищем на правах нанимателя без указания срока найма. Собственник путем заблаговременно заключенного письменного соглашения со членом семьи может исключить пользование жилым помещением бывшего члена семьи.

Бывшие члены семьи собственника, которые продолжают осуществлять пользование жилым помещением, обязаны принимать участие в расходах по содержанию жилища и оплате коммунальных услуг.

Право пользования жилищем бывших членов семьи соответствующим образом охраняется и они могут требовать устранения нарушения их прав на пользование жилищем от любых лиц, включая собственника, со стороны которого исходят указанные нарушения. Совершеннолетние члены, в том числе бывшие члены семьи, несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования ими жилым помещением.

Прекращение правоотношений собственности на жилище происходит по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, с учетом особенностей установленных жилищным законодательством. Спецификой прекращения отношений собственности является то, что при изъятии (выкупе) земельного участка, на котором расположен дом для государственных надобностей, предусматривается предоставление в собственность нового жилища. При применении реквизиции в отношении жилища возможен возврат реквизированного жилища (п. п. 3, п. 2 ст. 29 Закон РК » О жилищных отношениях»). Из этого можно сделать вывод о том, что при изъятии жилища помимо воли собственника, в тех случаях когда к нему не применяются меры юридической ответственности, действуют гарантии обеспечения прав на жилище.

Одновременно с прекращением жилищных отношений по поводу изымаемого жилья у собственника, они прекращаются и у членов семьи собственника и других жильцов. Причем при изъятии (выкупе) жилья вместе с занимаемым им земельным участком для государственных надобностей, члены семьи выселяются из жилища и приобретают право на жилище, полученное в качестве компенсации за прежнее жилище. Другие же проживавшие лица выселяются без предоставления жилого помещения.

При прекращении права собственности по решению самого собственника (продажа, дарение) члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника и временные жильцы выселяются без предоставления другого жилого помещения, если по договору с приобретателем жилища не предусмотрено иное. Если такое прекращение права собственности на жилище затрагивает жилищные права несовершеннолетних детей, то на отчуждение жилища требуется согласие органов опеки и попечительства.

Смотрите еще:

  • Как продать машину фиктивно Фиктивная продажа авто перед разводом можете оспорить данную сделку, либо требовать половину ее стоимости Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов 1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию […]
  • Гк рф в редакции от 1 июня 2018 С 1 июня изменятся положения ГК РФ о финансовых сделках 1 июня 2018 года вступят в силу поправки в положения Гражданский кодекс, касающиеся договора займа, кредитного договора, договора финансирования под уступку денежного требования, договоров банковского вклада и банковского счета, […]
  • Выдел доли ооо в натуре Выдел доли ооо в натуре опубликовано: № 35 (1145) - август 2014, добавлено: 03.09.2014 комментарии Тематики: Бухгалтерский учет НДС НДФЛ Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс: Прошу ответить на вопросы: 1. […]
  • Как вернуть деньги на ставках Как вернуть деньги проигранные в букмекерской конторе? Здравствуйте! Если есть доказательства передачи денег вашей доччерью, то вы можете обратиться в суд с иском к получателю денег как законный представитель несовершеннолетней и взыскать деньги обратно Здравствуйте, уважаемый автор […]
  • Закон об изменениях в земельный кодекс Разрешенное использование земель: упрощение изменения видов использования, новые возможности для КФХ и проблемы терминологии В ОП РФ состоялись нулевые чтения по проекту Федерального закона № 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые […]
  • С кем останется ребенок после развода статистика С кем останется ребенок после развода статистика № 311 - 312 26 ноября - 9 декабря 2007 … о том, с кем живут дети после развода родителей В России растет число отцов, которые оставляют у себя детей после развода Российские судьи неожиданно стали отдавать предпочтение отцам, […]
  • Как взыскать задолженность по договору цессии Как взыскать задолженность по договору цессии Арбитражный суд Свердловской области 620000 г.Екатеринбург, пр. Ленина, 34. Истец: ООО «____________________» Ответчик: ЗАО «_____________» 622018 Свердловская область, г.Нижний Тагил, _________________ Цена иска: 1 845 977,01 […]
  • Как в 1с 83 начислить премию по зарплате Начисление ежемесячной премии в 1С 8.2 бухгалтерия В этой статье мы рассмотрим, как начислить ежемесячную премию в 1С 8.2 бухгалтерия. В основном на всех предприятиях производят начисление ежемесячной премии - вознаграждение по итогам работы за отчетный месяц. Коллектив организации […]