Подведомственность дел судам общей юрисдикции гражданский процесс

11. Подведомственность гражданских дел суду (понятие, содержание, значение).

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

§ 2. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции 1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

— дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; —

дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК; —

дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК); —

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК), например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК).

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 29 АПК, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо

исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел остановимся на семейных и трудовых спорах.

Вопрос 32. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

1.Основания определения подведомственности гражданских дел судом общей юрисдикции

2.Виды гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции

1. С 90-х годов прослеживается тенденция к расширению судебной подведомственности дел самой различной отраслевой принадлежности.

Конституция РФ закрепляет возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; под решениями при этом понимаются как правоприменительные, так и нормативные акты. Исключение составляют лишь те из них, которые подведомственны специальным судам — Конституционному Суду РФ и арбитражному суду. Для арбитражных судов основным критерием служит экономический характер рассматриваемых ими спорных правоотношений. Иначе говоря, эти правоотношения должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 27 АПК РФ). При этом не имеет значения, кто является субъектом этих правоотношений, если рассматриваемый спор носит экономический характер и обе стороны имеют статус предпринимателей. Если же одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, или же при наличии у него статуса предпринимателя рассматриваемое дело не связано с осуществлением этим гражданином предпринимательской деятельности, дело подведомственно суду общей юрисдикции.

При объединении в одном деле нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие -арбитражному суду, дело подведомственно суду общей юрисдикции.

2. Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны: •

дела по спорам, вытекающим из семейных и трудовых правоотношений; •

дела, возникающие из жилищных правоотношений; •

дела по спорам, возникающим из гражданских, кооперативных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов; •

дела, возникающие из государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности); •

дела по спорам, вытекающим из соответствующих международных договоров перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном сообщении между теми или иными организациями, отправляющими или принимающими груз, с одной стороны, и организациями ж/д или воздушного транспорта — с другой; •

дела об оспаривании гражданами решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека; •

дела об оспаривании гражданами нормативных актов, кроме тех, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; •

дела об оспаривании прокурорами в пределах своей компетенции правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц и нарушающих права и свободы граждан; •

дела по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами, а также по спорам этих организаций между собой; •

дела о защите деловой репутации и возмещении морального вреда; •

дела об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании лицензий, выданных средствами массовой информации, прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации; •

дела об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений) и прекращении или приостановлении их деятельности; •

дела о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов; •

дела особого производства, перечисленные в ст.

Суды также рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон (ст. 22 ГПК РФ).

Нормы ГПК РФ и закона «О прокуратуре РФ», наделяющие соответственно суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ и прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признаны несоответствующими Конституции РФ10.

uristinfo.net

§ 2. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции
2. Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений
3. Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений

1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел.
Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
— дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
— дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;
— дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;
— дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);
— дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
В то же время в случаях, предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК), например дела о несостоятельности.
Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина — индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.
В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК).
Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 29 АПК, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.
Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел остановимся на семейных и трудовых спорах.

2. Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений

Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным СК. Согласно ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, — государственными органами или органами опеки и попечительства.
Так, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. 21-23 СК, в судебном порядке. В органах загса брак расторгается в следующих случаях:
— если есть взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
— по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (ст. 19 СК).
Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса.
Дела о расторжении брака подведомственны суду в целом ряде случаев. Прежде всего, расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей (за исключением случаев, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет) либо при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (п. 1 ст. 21 СК).
Расторжение брака производится судом также в соответствии с п. 2 ст. 21 СК в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе загса (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).
Кроме того, при наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в п. 2 ст. 21 СК, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода (п. 1 ст. 23 СК).
К подведомственности судов отнесены также дела о признании брака недействительным (п. 2 ст. 27 СК), установлении отцовства (ст. 49 СК), факта признания отцовства (ст. 50 СК), лишении родительских прав (ст. 70 СК) или ограничении родительских прав (ст. 73 СК), о взыскании алиментов (ст. 80 СК). В отличие от ранее действовавшего законодательства к исключительной подведомственности судов отнесено рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). К ведению судов отнесены и иные дела, возникающие из брачно-семейных отношений.
Защита семейных прав в несудебном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом. В частности, в соответствии со ст. 77 СК при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
С участием органов опеки и попечительства разрешаются споры о реализации права на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Согласно ст. 67 СК в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.
В ряде случаев законом предусмотрена возможность защиты семейных прав в нотариальном производстве. Так, брачный договор, равно как и соглашение об изменении или расторжении брачного договора, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 41, 43 СК). Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 100 СК). Нотариально удостоверяется согласие супруга для совершения другим супругом сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке (ст. 35 СК), а также согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК).

3. Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений

Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 ГПК с учетом особенностей, установленных ТК. Порядок разбирательства трудовых споров определяется в ТК (гл. 60 и 61). Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора.
Так, в соответствии со ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
— по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения
трудового договора;
— об изменении даты и формулировки причины увольнения;
— о переводе на другую работу;
— об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за
время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Также непосредственно в судах разрешаются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу:
— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Иные трудовые споры, например споры о правильности перевода на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с неправильным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о применении дисциплинарных взысканий и др., вначале рассматриваются в КТС, а затем судом, хотя работник не лишен права обратиться сразу в суд, минуя КТС.
Коллективные трудовые споры разрешаются примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем и судом.
Сложные вопросы возникли по толкованию разграничения предметов ведения по трудовым спорам в акционерных обществах в связи с содержанием п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК, в котором к ведению арбитражных судов (специальная компетенция) отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.
В связи с этим в п. 3-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее. Дела, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК, подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.
Дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции. Вопрос о том, является ли возникший спор между указанными субъектами трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК, согласно которой индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.
Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и об оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые в силу ст. 382 и 391 ТК являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.
К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, в соответствии с ГК (§ 2 гл. 4) относятся:
— полные товарищества;
— товарищества на вере;
— общества с ограниченной ответственностью;
— общества с дополнительной ответственностью;
— акционерные общества.
Производственные и потребительские кооперативы в соответствии с ГК (п. 2 ст. 48, § 3 гл. 4, ст. 116) не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

В результате изучения главы студент должен:

знать

■ понятие, виды и правила определения подведомственности гражданских дел;

■ понятие, виды и правила определения подсудности гражданских дел;

■ основания отграничения подведомственности от подсудности;

■ критерии отграничения подведомственности судов общей юрисдикции от арбитражных судов;

уметь

■ анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел;

владеть

■ навыками анализа специфики конкретного спорного правоотношения (правовой коллизии) и соотнесения ее с нормативными предписаниями в целях правильного определения подведомственности и подсудности.

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции и ее виды

В ст. 22 ГПК содержатся общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам. Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Кроме того, гражданско-правовые споры разрешаются и в несудебном порядке органами рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, органами рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг, профсоюзными органами, органами исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае – судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

В юридической литературе нет единого определения подведомственности. Под ней понимается: нахождение вопроса в чьем-то ведении (И. Г. Побирченко); относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (Ю. К. Осипов, В. А. Мусин, К. А. Чудиновских); разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (Н. И. Авдеенко, М. А. Кабакова); круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа (В. Ф. Тараненко); свойство дела, в силу которого последнее подлежит разрешению определенным органом (Π. Ф. Елисейкии, И. М. Зайцев, В. В. Ярков).

Однако наиболее полное и всеобъемлющее определение подведомственности дает Г. Л. Осокина, отмечающая, что под подведомственностью следует понимать совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению дел, а также порядок их реализации.

Понятие «подведомственность» следует отличать от понятий «компетенция» (круг правомочий суда или иного правоприменительного органа) и «подсудность» (пределы компетенции каждого суда общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела). Кроме того, выбор соответствующего суда, которому подсудно дело, зависит от ряда обстоятельств (в частности, от места жительства ответчика, нахождения имущества организации и т.п.).

Выделяют следующие виды подведомственности:

исключительная, означающая, что лишь один юрисдикционный орган, прямо указанный в законе, вправе разрешать то или иное конкретное дело. Ярким примером исключительной подведомственности является механизм разрешения дел о несостоятельности (банкротстве), которые в силу указания законодательства подлежат рассмотрению и разрешению только в арбитражных судах;

условная, предусматривающая разрешение дела различными органами в порядке очередности. Так, в соответствии с п. 3 ст. 124 ВзК до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 161 КВВТ, п. 1 ст. 403 КТМ и некоторых других нормативных актах;

альтернативная, предполагающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов. Так, при несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может в соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» обжаловать его либо в административном, либо в судебном порядке, осуществляя данный выбор самостоятельно;

договорная, предусматривающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов на основании обоюдной договоренности сторон. Примером альтернативной подведомственности является закрепленная в п. 1 ст. 138 КВВТ возможность суда общей юрисдикции, арбитражного или третейского суда посредством вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела. Выбор конкретного юрисдикционного органа в данном случае будет определяться исходя из нормативных предписаний о подведомственности (при передаче спора на разрешение государственного суда) либо на основании обоюдной договоренности сторон (при решении вопроса о передаче спора для разрешения в государственный или третейский суд).

Рядом авторов (В. М. Жуйков, И. М. Зайцев, Т. А. Савельева) отмечается отпадение необходимости в дробной регламентации права на судебную защиту, обусловленное правом суда рассматривать все без исключения так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 № 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» даны следующие разъяснения: дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе;

2) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Однако ст. 22 ГПК хотя на первый взгляд и содержит исчерпывающий перечень категорий дел, рассматриваемых и разрешаемых судами общей юрисдикции, но не в полной мере отражает действительность. Наряду с перечисленными в ней категориями дел суды общей юрисдикции рассматривают также дела, связанные с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, что прямо закреплено в разд. VII ГПК.

Кроме того, хотя подобное правомочие и не закреплено в нормах гражданского процессуального права, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ (см.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г.) районные суды рассматривают заявления об обеспечении исков, рассматриваемых третейскими судами.

Все вышеперечисленные категории дел суды рассматривают и разрешают при условии, что в них отсутствуют экономические споры.

Кроме того, судам общей юрисдикции не подведомственны дела, прямо отнесенные федеральными конституционными или федеральными законами к подведомственности арбитражных судов. Так, ст. 33 АПК содержит перечень дел, которые подведомственны только арбитражным судам (так называемые дела специальной подведомственности). Данной статьей установлено, что арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все перечисленные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Кроме того, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 (2009 г.), специфику имеет решение вопроса об определении подведомственности судам общей юрисдикции следующих категорий дел:

1) об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (по общему правилу подведомственны арбитражным судам, однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (п. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 23, 42, 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 12, 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ст. 20 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»));

2) об оспаривании отказа в государственной регистрации редакции СМИ или уклонения от такой регистрации (подлежат разрешению в зависимости от организационноправовой формы юридического лица, в которой организуется редакция (ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»));

3) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (согласно положениям п. 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 и п. 1 ст. 197 АПК суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела, однако при применении указанных положений необходимо учитывать, что действующее законодательство не относит к индивидуальным предпринимателям нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов (ст. 3 и 4 Основ законодательства о нотариате, ст. 10, 12, 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)).

В случае если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, и их разделение невозможно, дело в силу установленного законом приоритета судов общей юрисдикции перед арбитражными судами рассматривает и разрешает суд общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, то суд общей юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем выносит определение. При возможности разделения требований судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Смотрите еще:

  • Как написать заявление на академический отпуск в колледже Как оформить академический отпуск в соответствии с законодательством Учёба – сложный процесс, требующий концентрации. Иногда в жизни человека случается ситуация, из-за которой он больше не может уделять должного внимания обучению. Продуктивность падает, начинаются пропуски занятий, а это […]
  • Договор мены в рк образец Предварительный договор мены (при наличии проектной экспликации) (образец) Приложение 3 к Распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 29 августа 2008 г. N 2301 (в ред. Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 14.07.2010 […]
  • Как выставить счет если есть скидка Как выставить счет, если оплата разбита на 2 части? Добрый день! Я ИП, договорились с покупателем, что оплата будет произведена в 2 этапа(1 этап 60% от полной стоимости) , подскажите, на какую сумму мне выставить ему счет? На полную, а он сам посчитает 60%, которые должен заплатить? Либо […]
  • Доверенность на оформление квартиры с правом продажи Генеральная доверенность на оформление квартиры Генеральная доверенность на оформление квартиры В настоящее время действующее законодательство России устанавливает много различных способов оформления квартир в собственность. Наиболее распространенными среди них является: Для каждого из […]
  • Материнский капитал в крыму кто имеет право Материнский капитал в Крыму и Симферополе в 2018 году Региональный материнский капитал в регионе не установлен. Выплата на второго ребенка из средств материнского капитала в Крыму и Симферополе Ежемесячная выплата на второго ребенка до достижения им возраста полутора лет осуществляется […]
  • Какие объекты не подлежат приватизации Какие объекты не подлежат приватизации Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС Статья 217 . Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано […]
  • Трудовые права человека и гражданина в российской федерации Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и […]
  • Регистрация ооо фирма о компании Регистрация ооо фирма о компании Внимание! Если в поданных Вами документах на регистрацию фирмы будет допущена ошибка и налоговая инспекция вынесет решение об отказе, то Вам придется повторно оплатить госпошлину и услуги нотариуса. Вы можете зарегистрировать ООО, передав нам самую […]