Источники экологического права понятие особенности система

1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды

Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Не может считаться источником права, в том числе экологического, решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием. Так, решением Конституционного Суда РФ ненормативным правовым актом был признан Указ Президента РФ от 25 января 1995 г . «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края». Он оспаривался в Конституционном Суде РФ в связи с тем, что предусматривал проведение мероприятий, противоречащих требованиям экологического законодательства*. В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться.

* СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 399.

Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность,

так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе – на законы и подзаконные акты.

а) Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это– акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования – на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуру разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г .; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г . и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В праве окружающей среды кодифицированные акты – Закон «Об охране окружающей природной среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.

Систему источников экологического права образуют:

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• законы (конституционные и федеральные),

• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,

• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

• нормативные правовые акты министерств и ведомств,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

• локальные нормативные правовые акты,

В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РСФСР (ст. 28), Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

§ 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства.

монстрирует связь между системой права и системой законодательства [28] .

Наличие самостоятельных источников права рассматривается в качестве обязательного признака самостоятельности отрасли права. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают особыми признаками:

• значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом что сама отрасль не кодифицирована;

• нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые экологизированные нормы;

• в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.

В советский период в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы СССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного.

Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 1990-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.

В период с 1957 по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».

Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. и Законе «О собственности в Республике Беларусь» признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.

С начала 1990-х гг. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны. В 2002 г. Закон «Об охране окружающей среды» изложен в новой редакции, в которую в дальнейшем вносились изменения и дополнения, затрагивающие определение содержания и способов зашиты права граждан на благоприятную окружающую среду; доступа к экологической информации; возмещения вреда, причиненного окружающей среде; закреплены новые для экологического права механизмы охраны окружающей среды, такие как экологическая сертификация, экологическое страхование, экологический аудит; введены понятия «экологическая сеть» и «природоохранные территории».

uristinfo.net

3. Источники экологического права

3.1. Понятие и виды источников экологического права
3.2. Система источников экологического прав

3.1. Понятие и виды источников экологического права

Как было сказано в разделе 1.2, наличие особых источников права является одним из обязательных условий самостоятельности любой отрасли права, включая экологическое.
Под источником права (в формально-юридическом смысле) в теории права понимают внешнюю форму выражения права, или способ выражения вовне юридических правил поведения.
Выделяют четыре основных формы права, или вида источников права:

  1. нормативный правовой акт;
  2. правовой (санкционированный) обычай;
  3. юридический (судебный) прецедент;
  4. нормативный договор.

Российская правовая система относится к романо-германскому (континентальному) типу, определяющее значение в которой играет нормативный правовой акт.
Напомним, что нормативным правовым актом является официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Таким образом, можно определить источники экологического права как совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы).
К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:

  • они должны иметь установленную законом документальную форму (Федеральный закон, Указ Президента, Постановление Правительства и т.д.);
  • они должны быть приняты уполномоченными на то органами государства или иными органами и организациями, которые полномочны их принимать (Президент РФ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления и др.);
  • они должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, обычный федеральный закон, регистрация ведомственных актов в Минюсте РФ и т.д.).
  • они должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений и др. В то же время, источники экологического права имеют и свои особенности.

К числу таких особенностей В.В. Петров относит:

  • значительный «вес» среди них имеют законы по сравнению с другими формами права;
  • наличие среди них большого числа так называемых «экологизированных» нормативных актов, т.е. актов других отраслей права, содержащих различные экологические требования и предписания (например, Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за экологические преступления, и др.);
  • значительная роль среди них принадлежит международно-правовым актам, которые регулируют внутренние экологические правоотношения на основе примата (преимущества) международного права. Эта особенность обусловлена необходимостью международно-правового сотрудничества в данной области, поскольку отдельные государства не в состоянии решить многие экологические проблемы (например, глобальное потепление, истощение озонового слоя атмосферы и др.), замыкаясь в своих национальных границах. Существует ряд классификаций источников экологического права, многие из которых являются универсальными.

Так, по юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти (Федеральным собранием РФ и законодательными органами власти субъектов РФ). Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
По территории действия нормативные правовые акты делятся на федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локальные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).
По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные правовые акты. Предметом регулирования общих актов являются как экологические, так и иные общественные отношения.
К таким актам относятся, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в основном экологические правоотношения (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).
По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты материального характера — это акты, содержащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и др.). Акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Материальные нормы экологического права могут быть реализованы только посредством осуществления последовательного ряда определенных действий, которые и регулируются процессуальными актами. К актам процессуального характера относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс РФ;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г., и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах (например, в Земельном кодексе РФ и других актах).
Наконец, в зависимости от сферы применения условно можно выделить природоохранные и природоресурсные нормативные правовые акты. Природоохранные акты регулируют отношения в области охраны окружающей среды и природных объектов (Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе» и др.). Предметом регулирования природоресурсных актов являются, прежде всего, отношения по использованию природных ресурсов, хотя в них одновременно содержатся и нормы по охране природных ресурсов (Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.)

Источники экологического права понятие особенности система

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Источники экологического права классифицируются по следующим видам:

• законодательные акты РФ;

• акты Президента РФ;

• акты Правительства РФ;

• акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;

• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Нормативные договоры: международные договоры, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:

Экологические права гражданина (ст. 42);

Экологические обязанности гражданина (ст. 58);

Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);

Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);

Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);

Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранного и природно-ресурсного законодательств. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

В подсистему природоохранного законодательства входят Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты комплексного правового регулирования. Экологическое законодательство РФ представлено на схеме 2.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации, отражены следующие основные положения.

• Это комплексный нормативный акт, который регулирует природоохранительные отношения в целом по отдельным природным объектам.

• Это базовый нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законодательства.

• Он устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

• Закон при решении тех или иных вопросов исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.

• Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.

Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.

Экологические функции правоохранительных органов РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических правонарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению.

Система экологической безопасности создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направленные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.

Полномочия органов обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения экологической безопасности Российской Федерации принимают участие (схема 4):

• Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам экологической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области;

• Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации формирует, в том числе по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательную базу в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

• Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз экологической безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

• федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых в этой области; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем экологической безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация намерена решительно обеспечивать свою экологическую безопасность совместно со всем мировым сообществом. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции экологической безопасности Российской Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому развитию.

Понятие, особенности и система источников экологического законодательства

В теории права под источником права принято понимать нормативный правовой акт – внешнее выражение государственной воли [1] .

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Источники экологического права имеют ряд особенностей.

1. Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят 85 субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, нормативные правовые акты по охране окружающей среды и природопользованию принимаются на двух уровнях: федеральном и региональном.

На федеральном уровне основу экологического законодательства составляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а в субъектах РФ – региональные природоохранные законы (к примеру, Экологический кодекс Республики Татарстан, Закон Оренбургской области «Об охране окружающей среды» и др.). Федеральное законодательство закрепляет полномочия субъектов РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, а последние осуществляют собственное правовое регулирование, но в пределах полномочий, предусмотренных федеральными законами. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

2. Экологическое право – это комплексная отрасль права. Экологические отношения регулируются не только природоохранными (Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др.) и природоресурсными законами (ВК РФ, ЛК РФ, Федеральный закон «О животном мире», Закон РФ «О недрах» и др.), но также и законодательными актами других отраслей права (ГК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ и др.).

Особенности источников экологического права определяют и его систему: по уровню действия – на федеральном и региональном уровнях; по характеру правоотношений – на материальные и процессуальные; по видам экологических отношений – на природоохранные и природоресурсиые.

Традиционной является классификация источников права по юридической силе – на законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных служб).

Особенности правового режима использования и охраны отдельных природных ресурсов в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство предусматривает следующие виды деятельности: растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства. Эти виды деятельности осуществляются преимущественно на категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим особенности использования и охраны природных ресурсов в сельском хозяйстве связаны именно с указанной категорией земель.

ВАЖНО!

Категория земель сельскохозяйственного назначения в своем составе имеет не только сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники) и соответствующую инфраструктуру (внутрихозяйственные дороги, здания, строения, сооружения, необходимые для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции), но и лесные насаждения и водные объекты. Несмотря на то что природные объекты (лесные насаждения и водные объекты) находятся в составе земель категории сельскохозяйственного назначения, они обладают своим особым правовым режимом охраны и использования. Специфика этого правового режима обусловлена тем, что лесные насаждения и водные объекты имеют схожие черты с аналогичными объектами, находящимися на категориях земель лесного и водного фонда соответственно.

Лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения предназначены для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Например, лесополосы – для защиты земель от ветровой эрозии. Лесные насаждения, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подпадают под понятие «лес», так как в соответствии с п. 1 ст. 6 ЛК РФ леса могут находиться не только на категории земель лесного фонда, но и на иных категориях земель. Леса на землях сельскохозяйственного назначения согласно и. 2 ст. 10 ЛК РФ могут быть отнесены к группе защитных лесов. Однако использование и охрана этих лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель (п. 2 ст. 6 ЛК РФ).

На землях сельскохозяйственного назначения могут находиться не все водные объекты (реки, озера, болота и др.), а только пруды и обводненные карьеры. В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и расположены на своей самостоятельной категории земель водного фонда. А пруды и обводненные карьеры имеют общий правовой режим с земельными участками, на которых находятся.

  • [1] Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М; НОРМА, 1997. С. 287-289.

Смотрите еще:

  • П218 гк рф Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых […]
  • 97 коап рф Комментарии к СТ 19.15 КоАП РФ Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ: 1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение […]
  • Дтп 22 сентября москва В ДТП на Минской улице погибли 5 детей-сирот и их воспитатель с мужем 16+ В ДТП на Минской улице погибли 5 детей-сирот и их воспитатель с мужем В интернате №7 Москвы сообщили, что в ДТП на Минской улице трагически погибли пятеро воспитанников. 16+ В ДТП на Минской улице погибли пять […]
  • Петушинский военный комиссариат Организация ВК ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛ.,ПЕТУШИНСКИЙ Р-Н,Г ПОКРОВ,УЛ ОКТЯБРЬСКАЯ,44 Юридический адрес: 601120, ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕТУШИНСКИЙ РАЙОН, Г ПОКРОВ, УЛ ОКТЯБРЬСКАЯ,44 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1313500 - […]
  • Павел юрист самара Квалифицированная правовая помощь адвоката Адвокаты коллегии “Коган и партнеры” оказывают правовую помощь физическим и юридическим лицам. Большой опыт позволил стать коллегии лидером на рынке юридических услуг города Самары. Коган Леонид Григорьевич Председатель коллегии, реестр.№ […]
  • Полтавский мировой суд омской области Организация Мировой судья с/у № 25 в Полтавском судебном районе Юридический адрес: 646740, Омская область, Полтавский район, рп Полтавка, ул Ленина, д 12 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 2400400 - Мировые судьи ОКОПФ: 30000 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, […]
  • В какой срок можно вернуть товар в магазин без объяснения причин Управление Роспотребнадзора по Рес. Анализ поступающих в Управление Роспотребнадзора обращений потребителей показывает, что 25 % из них касаются вопросов возврата и обмена товара надлежащего качества. В связи с этим, разъясняем некоторые нюансы законодательства о защите прав […]
  • Воинская часть в гулькевичи Войсковая Часть № 21426, МО РФ Отзывы о работе компании 'Войсковая Часть № 21426, МО РФ' в Гулькевичах Добавить новый отзыв: Тексты комментариев пишутся только на русском языке; Запрещено размещение комментариев с нецензурной лексикой, оскорблениями, разжигающими межнациональную и […]