Договор на оказание услуг здравпункта

Создание здравпункта в организации

Статьи по теме

Трудовой кодекс (ст. 213) говорит о необходимости для работников определенных категорий проходить обязательные предварительные, периодические, а в ряде случаев и внеочередные медицинские осмотры. В связи с этим многие организации стремятся иметь собственный здравпункт для контроля за здоровьем сотрудников, соблюдением безопасных условий труда. В настоящее время ведется работа по упорядочению функционирования здравпунктов. В предыдущем номере мы назвали виды деятельности, занятие которыми диктует необходимость или целесообразность для организаций создавать собственные здравпункты, напомнили об отраслевом законодательстве, регулирующем их работу. Речь шла о целях и задачах здравпунктов, об особенностях бухучета и налогообложения в данном случае. Сегодня мы продолжим тему собственного здравпункта и прежде всего поговорим о получении лицензии на такой вид деятельности.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как получить лицензию на осуществление медицинской деятельности
  • как определяется правовой статус здравпункта
  • какие услуги не входят в функции здравпунктов
  • какие затраты в области медицинских услуг могут быть учтены в целях налогообложения прибыли

С чего начать? С лицензии!

Обратите внимание!
Медицинская деятельность подлежит лицензированию

Номер журнала в подарок!

Лицензию на осуществление медицинской деятельности здравпунктом выдают органы исполнительной власти субъектов РФ или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) сроком на 5 лет.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности выдается соискателю, отвечающему следующим обязательным требованиям:

  • наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у руководителя (его заместителя) юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
  • наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). При этом специалисты должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет;
  • соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
  • наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
  • ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации и т. д.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Как видим, одним из непременных условий получения лицензии является наличие помещения, специально оборудованного под медицинское обслуживание и отвечающего установленным санитарным и гигиеническим требованиям.

Кстати сказать

Лицензирование и контроль медицинской деятельности здравпунктов организаций

Организация имеет право оказывать медицинские услуги (медицинскую помощь) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом исполнительной власти Российской Федерации. Данное требование установлено ст. 37.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-1 и закреплено в ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Основные требования, предъявляемые к материально-техническому обеспечению, а также санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму в лечебных учреждениях, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375–03», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.03 № 124.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором или органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от формы собственности и территориальной принадлежности организации.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензирующие органы имеют право:
1) проверять деятельность лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
2) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
3) составлять акты (протоколы) на основании результатов проверок с указанием конкретных нарушений;
4) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
5) выносить предупреждение лицензиату.

В отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, могут применяться следующие виды контрольных мероприятий: проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий (как правило, при получении лицензии) и проверки соблюдения лицензионных требований и условий.

Мероприятия по контролю до 30 июня 2009 г. назначались и проводились в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым значительно усилена ответственность контролирующих органов и расширены права объектов контроля.

Из информационной справки Росздравнадзора

Требования к помещению

Обычно здравпункт состоит из трех-пяти кабинетов. По санитарным нормам они должны иметь определенный метраж: например, процедурный кабинет – не меньше 12 кв. м, кабинет для массажа и физиотерапии – не меньше 16 кв. м. Полный список требований к помещениям можно найти в СНиП 2.09.04–87 «Строительные нормы и правила. Административные и бытовые здания» и СНиП 2.08.02–89 «Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения» (приложение «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения»).

При проектировании и размещении здравпункта на промышленном предприятии надо учитывать, что он должен находиться в местах, где влияние вредных производственных факторов минимально.

Отметим, что помещение под здравпункт можно взять в аренду. Лучше это сделать в учреждении, оказывающем медицинские услуги, так как в этом случае помещение не придется переоборудовать и приводить в соответствие установленным требованиям к помещениям с таким целевым назначением. Кроме того, у арендодателя можно арендовать и другое медицинское оборудование.

Договор аренды лучше заключить на длительный срок. Тем самым лицензирующая организация убедится в серьезности намерений соискателя. Ведь лицензия выдается сроком на 5 лет, поэтому как минимум на этот срок организация должна быть обеспечена всем необходимым. Тем более что к заявлению о выдаче лицензии организация должна приложить копии документов, подтверждающих, что лицензиат на момент обращения за лицензией уже имеет в своем распоряжении все необходимое: помещение, оборудование, медицинскую технику, персонал и др. Кроме того, для получения лицензии на осуществление деятельности здравпункта нужно представить карты обследования всего медицинского оборудования и приборов, в т. ч. измерительных, сделанные в учреждениях и организациях, уполномоченных делать выводы об их соответствии установленным требованиям.

Виды работ и услуг

Работодатель должен серьезно обдумать вопрос, какими видами работ (услуг) будет заниматься здравпункт. Наименования этих работ (услуг) необходимо указать в заявлении о предоставлении лицензии. После успешного прохождения лицензирования лицензирующий орган перечислит в лицензии (ее приложении) наименования тех работ (услуг), по которым здравпункту разрешена медицинская деятельность.

В частности, лицензированию подлежат работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в т. ч. первичной медико-санитарной) помощи, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим, предрейсовым, послерейсовым, предполетным, послеполетным), профпатологии, экспертизе временной нетрудоспособности, профпригодности, экспертизе связи заболеваний с профессией, а также медицинскому массажу, психиатрии-наркологии, рентгенологии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии и др.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. А за занятие медицинской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных лицензией, должностные лица подлежат штрафу на сумму от 3 тыс. до 4 тыс. руб., юридические лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

За осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) законодательством РФ предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).

За занятие частной медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 235 УК РФ.

Правовой статус здравпункта

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.05 № 627, здравпункты и медпункты в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, но могут входить в состав организаций на правах структурных подразделений. Однако, как видно из названия, эта номенклатура относится только к государственным и муниципальным учреждениям, а значит, она не подходит для коммерческих организаций. Кроме того, это перечень именно учреждений, а здравпункт как составная часть организации не может быть самостоятельным учреждением. Тот факт, что здравпункты могут входить в состав организаций и образовательных учреждений на правах структурных подразделений, подтверждает и позиция Минфина России (письма от 09.07.04 № 03-03-05/1/69, от 14.12.04 № 03-03-01-04/1/175).

По мнению Минздрава России (письмо от 15.12.02 № 02-5-08/20-АР602), функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйствующих субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Таким образом, организационно здравпункт может быть оформлен как структурное подразделение организации, либо руководство организации может вынести решение о регистрации самостоятельного юридического лица, которое будет заниматься оказанием медицинских услуг. Очень часто по такому пути идут крупные страховые компании, когда медицинская организация имеет статус их дочерней фирмы.

Для успешного функционирования здравпункта желательно создать локальный нормативный акт, определяющий его статус и основные направления деятельности. За образец такого документа можно взять, например, Типовое положение о здравпункте таможни, утв. приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) России от 19.04.07 № 491. В таком локальном нормативном акте важно определить среди прочего структуру управления здравпунктом, его подчиненность, порядок взаимодействия с иными медицинскими учреждениями, график работы.

На федеральном железнодорожном транспорте функционируют линейные амбулатории. В состав амбулатории могут входить: медпункты, здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты; врачебные кабинеты для амбулаторного приема, кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и другие лечебные кабинеты; рентгеновский кабинет, лаборатории и другие диагностические кабинеты; регистратура. Такая линейная лаборатория может иметь статус юридического лица, а может являться структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Если линейная лаборатория зарегистрирована как юридическое лицо, то она может воспользоваться для организации своей деятельности примерным уставом, утв. МПС России (указание от 30.12.99 № В-2980у).

В рамках организации здравпункта необходимо разработать должностные обязанности специалистов-медиков. Нужно иметь в виду, что обязанности ряда медицинских работников установлены нормативными правовыми актами.

Так, глава 10 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. приказом Роскомрыболовства от 30.08.95 № 140) содержит круг обязанностей судового врача и фельдшера на судах рыбопромыслового флота.

Медперсонал

Прежде чем устанавливать круг обязанностей медицинских работников, необходимо определить, каково должно быть оптимальное число специалистов медицинского профиля. Медицинская специализация работников должна отвечать тем видам деятельности, которыми планирует заниматься здравпункт.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 05.03.05 № 03-03-01-04/1/90, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника (медсестру, фельдшера, врача). При расчете штатов здравпунктов целесообразно опираться на Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утв. приказом Минздрава СССР от 11.10.82 № 999. Исходя из положений этого приказа, организация может иметь на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации должна быть предусмотрена ставка фельдшера или врача-терапевта.

Штатная численность медицинского персонала на водном транспорте определена приказом Минздрава СССР от 06.04.83 № 386. В частности, в этом нормативном документе указаны нормативы численности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов и медицинских пунктов на судах и плавучих производственных объектах, на судах флота рыбной промышленности.

Расходы на оплату труда штатного медперсонала здравпункта для целей налогообложения осуществляются в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.

Подбирая сотрудников для здравпункта, надо знать, что специальности медперсонала должны соответствовать работам (услугам) по оказанию медицинской помощи.

Так, согласно Приложению 1 к приказу Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.

Например, участие пульмонологов в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено. А вот врач-рентгенолог нужен: при предварительном медицинском осмотре обязательно осуществляется рентгенограмма органов грудной клетки в прямой проекции, при периодическом медицинском осмотре – один раз в три года.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований. Сроки осмотров совпадают со сроками периодических медицинских осмотров (но не реже одного раза в год).

В функции здравпунктов не входит оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Так рассуждает Минфин России (письма от 05.03.05 № 03-03-01-04 / 1 / 90; от 22.10.03 № 04-02-03/131).

В то же время приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников отдельных отраслей один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями (п. 1.7.2 Приложения 1), а также с ртутью и ее соединениями (п. 1.24 Приложения 1). В этом случае присутствие стоматолога и соответствующего оборудования в медпункте (здравпункте) экономически оправданно.

Таким образом, только затраты на проведение в здравпункте медицинских осмотров у определенных специалистов, а также необходимых лабораторных и функциональных исследований могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Помимо врачей, для оказания медицинской помощи также понадобится персонал для оформления медицинской документации (медицинский регистратор и др.).

Наиболее тщательно следует подбирать специалиста на должность заведующего пунктом. По мнению ФТС России (письмо от 25.05.07 № 01-06/19610), врач-специалист, исполняющий обязанность заведующего здравпунктом таможни, наряду с обязанностями руководителя подразделения выполняет трудовую деятельность по имеющейся у него медицинской специальности врача-специалиста. Поэтому преимущество при приеме на работу на должность заведующего здравпунктом предоставляется лицам, имеющим профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и сертификат специалиста по этой специальности.

При отсутствии кандидата на должность заведующего здравпунктом, имеющего указанную медицинскую специальность, следует предусматривать в трудовом договоре врача, занимающего должность заведующего здравпунктом и не имеющего профессиональной переподготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», обязанность в течение первых 12 месяцев работы в должности пройти профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и получить сертификат специалиста по этой специальности.

В целом требования к уровню подготовки и квалификации медицинского персонала изложены в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1.

Так, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

К работе в медпункте можно привлечь и студентов вузов медицинского профиля. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.07 № 30.

Следует обратить внимание: лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности на территории России после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (постановление от 07.02.95 № 119), а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Заключение трудового договора

Как уже отмечалось, для минимизации налогов надо, чтобы здравпункт являлся структурным подразделением предприятия и находился строго на его территории. Если руководствоваться этими правилами, то самый оптимальный вариант – принять медицинский персонал на работу по трудовому договору, включив штат сотрудников здравпункта в общее штатное расписание организации.

Медицинских работников, как и любых других, можно принимать на работу на условиях совместительства. При этом надо учитывать, что постановлением Минтруда России от 30.06.03 № 41 установлены особенности работы по совместительству медицинских работников. Они вправе работать по совместительству по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Заключая трудовые договоры с медицинскими работниками, необходимо помнить, что труд медицинского персонала имеет и свои особенности. Так, в соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.03 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» для отдельных категорий медицинских работников установлена и более сокращенная продолжительность рабочего времени (24–36 часов в неделю). Тем не менее время работы здравпункта желательно устанавливать с учетом режима работы предприятия, учреждения, организации, при которых создан здравпункт.

Некоторые медицинские работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. При определении таких категорий работников нужно руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22.

Так, согласно п. 168 раздела XL «Здравоохранение» данного Списка врач здравпункта имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, тогда как фельдшер здравпункта в данном пункте не назван. В то же время пп. 164 и 171 этого раздела предусматривают дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу подземных здравпунктов и здравпунктов на искусственных островах нефтеразработок.

С отдельными специалистами-медиками в ряде случаев возможно заключение срочных трудовых договоров.

Заключение срочного трудового договора оправданно в том случае, когда присутствие врача соответствующей специальности требуется не для ежедневной медицинской помощи, а для медицинских осмотров (обследований), имеющих определенную периодичность (например раз в год).

Лица, работающие в здравпункте, должны быть ознакомлены под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (в частности с должностной инструкцией).

Имеет право на существование и другой вариант привлечения медицинского персонала: помещение здравпункта оборудовать всем необходимым и заключить договор на оказание медицинских услуг с районной поликлиникой или иным медицинским учреждением. На балансе предприятия будут находиться помещение и оборудование здравпункта. Расходы, понесенные предприятием в рамках договора оказания услуг, заключенного с таким медицинским учреждением, также можно учесть при налогообложении прибыли.

Оснащение здравпункта

Кстати сказать

Что в аптечке?

В соответствии с ч. 1 ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем создаются в т. ч. и санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

В настоящее время единого утвержденного набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи не существует. Однако есть ведомственные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты регионов и отдельных городов, которыми утверждены перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения, входящих в аптечки первой медицинской помощи:

  • приказом Минздравмедпрома от 20.08.96 № 325 утвержден состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила оказания само- и взаимопомощи;
  • приказом Минздрава СССР от 16.07.87 № 896 утвержден Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи для спасательных шлюпок и плотов морских судов;
  • распоряжением премьера Правительства Москвы от 29.12.00 № 1292-РП установлены Перечни медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания г. Москвы (из расчета 100 работников);
  • постановлением губернатора Костромской области от 20.02.02 № 67 утвержден Примерный перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в аптечку коллективную первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений Костромской области;
  • постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 17.08.01 № 555 утверждены перечени медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания Республики Татарстан на каждые 100 человек работающих;
  • приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 20.04.01 № 249-Д утвержден состав аварийной аптечки при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
  • постановлением администрации города Костромы от 16.10.01 № 3688 утвержден Перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для предприятий г. Костромы (расчет на 10 и на 100 человек) и т. д.

Сравнивая составы аптечек, указанные в таблице, и учитывая особенности своей деятельности, работодатели могут самостоятельно установить для себя набор аптечек первой медицинской помощи.

Как организовать здравпункт на предприятии

Кому из работодателей необходим здравпункт

Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.

С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах. Таких как:

Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).

Также обязательно нужно иметь здравпункты на атомных электростанциях и железнодорожном транспорте.

Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт

Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.

Основные функции здравпункта

Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:


Что нужно для организации здравпункта

Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.

Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).

Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.

Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).

Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта

Договор на оказание услуг здравпункта

Ситуация:

Общество заключило договор с Медицинской организацией на оказание услуг по обязательному периодическому медицинскому осмотру (обследованию) работников Общества, в количестве ХХХХ человек, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация собственными силами и средствами в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства Здравоохранения Российской Федерации организовывает и осуществляет обеспечение деятельности Фельдшерских здравпунктов на месторождениях Общества, а именно:

1) круглосуточное оказание доврачебной первичной медико-санитарной помощи;

2) ежедневное проведение медицинских осмотров водителей (предрейсовых, послерейсовых) на основании списков работников Общества с указанием графика работ, согласованного Сторонами;

3) медицинское освидетельствование работников Общества (подрядчиков, субподрядчиков) на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

4) предвахтовый медицинский осмотр;

5) организация санитарной эвакуации заболевших и пострадавших, в том числе при необходимости сопровождение пострадавшего в ЦРБ;

6) организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;

7) проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;

8) участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;

9) проведение обучения работников оказанию первой само- и взаимопомощи пострадавшим (при поступлении на работу и периодически, не менее одного раза в год);

10) ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;

11) оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;

12) участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации.

Для оказания услуг по медицинскому обслуживанию работников, Общества передало Медицинской организации, по актам приема-передачи во временное пользование помещение, основные средства, оборудование, инвентарь и материалы.

Вопрос:

На месторождениях Общества работают подрядные организации, оказывающие услуги Обществу по пожарной охране, транспортные услуги и др. В заключенные договоры между Обществом и подрядными организациями условия об организации и оказании медицинских услуг не включаются.

Может ли Медицинская организация заключить договора с подрядными организациями (работающими на наших месторождениях) для оказания вышеперечисленных медицинских услуг, при этом используя оборудование, помещение и основные средства Общества? Возникают ли у Общества налоговые риски при заключении таких договоров? Какую формулировку нужно указать в таких договорах для исключения рисков?

Заключение:

По мнению Консультанта, Медицинская организация вправе заключить договоры с подрядными организациями, работающими на месторождениях, для оказания медицинских услуг, используя оборудование, помещение и основные средства Общества. При этом у Общества в таком случае могут возникнуть налоговые риски в части исключения части расходов на содержание переданного Медицинской организации имущества из состава расходов по налогу на прибыль, а также риск доначисления НДС с безвозмездного оказания услуг по передаче в пользование имущества.

Судебной практики по аналогичным вопросам найдено не было.

Следует заметить, что при заключении договора между Медицинской организацией и сторонними организациями, по нашему мнению, наличие особых условий договора не позволяет минимизировать или полностью исключить указанные налоговые риски.

С целью снижения налоговых рисков, рекомендуем:

· закрепить в договоре между Обществом и Медицинской организацией условие об оказании услуг частичным иждивением заказчика;

· принимать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на содержание фельдшерских здравпунктов в части, относящейся к обслуживанию собственных работников. В качестве пропорции для распределения расходов можно принять соотношение количества работников Общества, которым были оказаны медицинские услуги медицинской организацией к общему количеству пациентов, обслуживание которых осуществлялось с использованием имущества, предоставленного Обществом, за период либо доля доходов медицинской организации от обслуживания работников Общества к общей величине доходов, полученных в результате оказания услуг с использованием имущества Общества;

· исчислить НДС с безвозмездной передачи.

По нашему мнению, в целях минимизации налоговых рисков возможны также следующие альтернативные варианты:

· закрепление в договорах Общества с подрядными организациями условий, предполагающих компенсацию Обществу затрат на содержание используемого Медицинской организацией имущества Общества в случае обращения работников подрядных организаций в Медицинскую организацию;

· заключение договора аренды имущества Общества с Медицинской организацией.

Обоснование:

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Медицинская помощь оказывается медицинскими, фармацевтическими работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья[2].

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа государственных гарантий).

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, по общему правилу, граждане имеют гарантированное Конституцией РФ право на бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий, только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, действующее законодательство, в частности ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ[3] устанавливает, что к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования, за счет средств которого осуществляется оказание медицинской помощи в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий, относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, при этом медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что действующее законодательство не содержит императивных (обязательных) норм обязывающих частные учреждения здравоохранения оказывать медицинскую помощь (услуги) гражданам только на бесплатной основе, однако в случае заключения данной медицинской организацией договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию она не вправе отказать застрахованным лицам (пациентам) в предоставлении им бесплатной медицинской помощи, в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий.

Учитывая, что помещение, основные средства, оборудование, инвентарь и материалы принадлежат Обществу и Медицинская организация является частным учреждением здравоохранения, полагаем, что Медицинская организация, в случае не участия в правоотношениях, связанных с обязательным медицинским страхованием и отсутствии действующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного с соответствующим территориальным фондом медицинского страхования, вправе оказывать медицинские услуги работникам сторонних организаций в описанной ситуации только на платной основе.

Следовательно, Медицинская организация вправе заключить договора с подрядными организациями, работающими на месторождениях, для оказания медицинских услуг, при этом используя оборудование, помещение и основные средства Общества.

Как следует из ситуации, при заключении Медицинской организацией указанных договоров обслуживание работников подрядных организаций будет осуществляться с использованием имущества, переданного Обществом Медицинской организации во временное пользование в рамках действующего договора на медицинское обслуживание.

По вопросу налогового учета необходимо сообщить следующее.

По нашему мнению, в ситуации, когда Общество передает имущество Медицинской организации в пользование для оказания медицинских услуг только работникам Общества, расходы на содержание данного имущества могут быть учтены в составе расходов по налогу на прибыль на основании следующего.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 163 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки.

Так же, положениями ст. 212 ТК РФ определяются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации. Так, работодатель обязан в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) работников, внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Ст. 213 ТК РФ предусматривает обязательность предварительных и периодических медицинских осмотров для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта.

В соответствие с п. 8.2 Основных положений о вахтовом методе организации работ[4], администрация предприятий, на балансе которых находятся вахтовые поселки, организует совместно с учреждениями здравоохранения медицинскую помощь коллективам вахтовых поселков, комплектование их медицинским и фармацевтическим персоналом, медикаментами и медоборудованием и обеспечивает эвакуацию заболевших.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на гражданскую оборону, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ;

Обобщая вышеизложенное, полагаем, что вышеуказанные расходы Общества по содержанию фельдшерских здравпунктов, являются расходами по обычным видам деятельности с отнесением их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Также, в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, к расходам на оплату труда относятся, в частности взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

По нашему мнению, в случае передачи имущества Медицинской организации в пользование для оказания медицинских услуг работникам Общества расходы на содержание данного имущества можно признать расходами по договорам на оказание медицинских услуг, в связи с чем норма п. 16 ст. 255 НК РФ подлежит применению.

При этом, при заключении Медицинской организацией договоров на оказание медицинских услуг с подрядным организациями, работающими на месторождениях, Медицинская организация будет оказывать медицинскую помощь работникам сторонних организаций, используя оборудование, помещение и основные средства Общества, при этом Общество не будет получать возмещение за использование своего имущества. В этой ситуации существует риск признания налоговыми органами факта передачи имущества операцией по безвозмездному оказанию услуг.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что расходы Общества на содержание фельдшерских здравпунктов могут быть включены в расходы в целях исчисления прибыли, но только в той части, которая относится к их деятельности, обусловленной требованиями действующего законодательства, а также направлена на получение дохода.

Данный факт может привести к:

· исключению части расходов на содержание переданного Медицинской организации имущества из состава расходов по налогу на прибыль как расходов, не направленных на получение дохода;

· доначисления НДС с безвозмездного оказания услуг по передаче в пользование имущества[5].

Судебной практики по аналогичным вопросам найдено не было.

Следует заметить, что при заключении договора между Медицинской организацией и сторонними организациями, по нашему мнению, наличие особых условий договора и отсутствие арбитражной практики не исключает минимизирования или полного снятия налоговых рисков.

С целью снижения налоговых рисков, рекомендуем следующее.

В силу п. 1 ст. 704 ГК РФ иждивение заказчика имеет место только тогда, когда об этом прямо сказано в договоре: только в отношении тех материалов, средств и сил, которые названы в договоре. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство[6].

В соответствии с этим, рекомендуем Обществу внести изменения в договор Общества с Медицинской организацией на оказание услуг, предусмотрев в нем иждивение заказчика.

Рекомендуем, в зависимости от намерения оказания услуг полным иждивением заказчика или частичным, соответственно, закреплять в договоре общую фразу (услуги оказываются иждивением заказчика) или конкретизировать какие средства, материалы и силы обеспечиваются заказчиком. По нашему мнению, целесообразно конкретизировать указанный перечень, во избежание злоупотреблений со стороны исполнителя.

Как было указано выше, в рассматриваемой ситуации Общество не вправе принять в состав расходов по налогу на прибыль часть расходов на содержание фельдшерского здравпункта, связанных с оказанием услуг Медицинской организацией сторонним лицам, не являющимся работниками Общества. В связи с этим с целью снижения налоговых рисков рекомендуем принимать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на содержание фельдшерских здравпунктов в части, относящейся к обслуживанию собственных работников, поскольку только эта часть расходов относится к их деятельности, направленной на получение дохода. В качестве пропорции для распределения расходов можно принять соотношение количества работников Общества, которым были оказаны медицинские услуги Медицинской организацией к общему количеству пациентов, обслуживание которых осуществлялось с использованием имущества, предоставленного Обществом, за период, либо как доля доходов Медицинской организации от обслуживания работников Общества к общей величине доходов, полученных в результате оказания услуг с использованием имущества Общества, либо иную обоснованную методику, разработанную Обществом.

Кроме того, с целью полного исключения рисков споров рекомендуем исчислить НДС с безвозмездного оказания услуг.

По нашему мнению, в целях минимизации налоговых рисков возможны также следующие альтернативные варианты.

1) Включение в договоры Общества с подрядными организациями условий, предполагающих возможность заключения подрядными организациями договоров на оказание услуг с Медицинской организацией, а также обязанность подрядной организации в этом случае компенсировать Обществу затраты на содержание имущества Общества, используемого Медицинской организацией для оказания медицинских услуг подрядным организациям.

Затраты на содержание имущества, подлежащие компенсации подрядной организацией, возможно рассчитать в порядке, аналогичном изложенному выше для определения доли расходов на содержание имущества, подлежащих учету в целях налогообложения прибыли. В этом случае Общество получит возмещение от подрядных организаций затрат, понесенных в виде содержания имущества используемого Медицинской организацией для оказания медицинских услуг работникам подрядных организаций, включит полученные доходы в налоговую базу по налогу на прибыль.

2) Предоставление имущества Общества Медицинской организации по договору аренды. При этом, по нашему мнению, стоимость медицинских услуг, предусмотренная в договоре с Медицинской организацией, подлежит изменению.

Величина арендной платы подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

При обоих описанных вариантах Общество вправе принять в состав расходов по налогу на прибыль величину расходов на содержание переданных помещений в полном объеме, как расходов,направленных на получение дохода.

[1] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

[2] П.5 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

[3] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

[4] Утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82

[5] В соответствии п.1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС является выполнение следующих операций:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Исходя из ситуации, частичная безвозмездная передача имущества используемого для оказания медицинских услуг подрядным организациям будет квалифицирована как безвозмездное оказание услуг по договору аренды. Следовательно, существует риск доначисления НДС.

[6] Письмо Минфина РФ от 23 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/57, Письмо Минфина РФ от 23.11.2004 N 03-03-02-04/1/62

Вы должны зарегистрироваться для получения полного доступа.

Если вы зарегистрированы, то вы должны встать на абонентское обслуживание.

Смотрите еще:

  • Сотрудница не написала заявление на отпуск по уходу за ребенком Сотрудница не написала заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком, как следует поступить работодателю? Сотрудница была в отпуске по беременности и родам. С 20.12.2011 она должна уйти в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Но для этого ей надо приехать и написать […]
  • Запись в трудовую книжку об увольнении руководителя Увольнение директора Содержание Прежде чем внести в трудовую книжку запись о назначении или увольнении директора, важно изучить нюансы, которые с этим связаны. Увольнение директора организации регулируется в главе 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Она рассматривает все случаи, […]
  • Сцепленное наследование опыты моргана Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности Сцепление генов Во всех примерах скрещивания, рассмотренных в предыдущих параграфах, имело место независимое комбинирование, поскольку интересующие нас пары генов находились в разных парах хромосом. Такие гены свободно […]
  • Рб закон об ипотеке В Беларуси закон об . О недвижимости Республики Беларусь В Беларуси закон об ипотеке действует почти 2 года Пнд, Ноя 1. 2010 Но сможет ли после этого заработать ипотека. Но как инструмент для решения жилищной проблемы граждан она не получила развития. Одна из главных причин – […]
  • 32 воинская часть 32-я отдельная мотострелковая бригада (в/ч 22316) 32-я отдельная Ленинградско-Павловская Краснознаменная мотострелковая бригада, или в/ч 22316 дислоцируется на Шиловском полигоне (или в Шиловском гарнизоне) в 45 км от Новосибирска. Штаб подразделения находится в самом Новосибирске на […]
  • Куда жаловаться на одноклассники Как пожаловаться в Одноклассниках Как пожаловаться на оскорбления Оскорбили в Одноклассниках. Куда и как пожаловаться? В Одноклассниках прямо на сайте есть специальная функция. Наведи курсор на сообщение или на комментарий, где тебя оскорбили Справа появится серый треугольник — […]
  • Славянский военный комиссариат краснодарского края Организация ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ И СЛАВЯНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Юридический адрес: 353560, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ, УЛИЦА СТАХАНОВА, 246 ОКАТО: 03 - Краснодарский край Основной (по коду ОКВЭД): 75.22 - Деятельность, связанная с […]
  • Как узнать о разводе с мужем Как узнать разведен человек или нет? Подскажите, пожалуйста, существует ли в России какая-нибудь единая база, с помощью которой можно узнать официально разведен человек или еще нет? Если нет, то как возможно узнать, развели нас или нет? Во-первых, если расторжение брака состоялось без […]