Административное задержание как мера

Прокуратура Московской области

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является административное задержание.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Следует отметить, что данная мера обеспечения может быть применена к гражданам, достигшим 16 летнего возраста. Ответственность за административное правонарушение наступает также с 16 лет.

Административное задержание может быть произведено не более чем на 3 часа. Исключение составляют лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. В отношении них административное задержание может быть применено на срок не более 48 часов.

Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также могут быть подвергнуты административному задержанию на срок не более 48 часов.

Если административному задержанию предшествует доставление лица в служебное помещение для составления протокола, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Осуществлять административное задержание вправе должностные лица органов, перечисленных в ст.27.3 КоАП РФ в зависимости от выявленных правонарушений, а именно: должностные лица органов внутренних дел (полиции), старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица военной автомобильной инспекции, должностные лица пограничных органов, должностные лица таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы.

Важно знать, что о месте нахождения задержанного уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник по просьбе самого задержанного. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

При задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Обязательным является разъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Комментарии к СТ 27.3 КоАП РФ

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

Комментарий к статье 27.3 КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования административного задержания. Автором предлагается понятие административного задержания, определяется правовой статус задержанного, сравниваются уголовно-процессуальное и административное задержание. На основе проведенного анализа предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное задержание, правовой статус задержанного, основания административного задержания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание является одной из ключевых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административных принуждений. Применение рассматриваемой меры значительно ущемляет такое конституционно закрепленное право граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность. Необходимо заметить, что в ряде диссертационных исследований анализировалась правовая природа данной меры обеспечения производства, изучались особенности и основания ее применения . Интерес к проблеме законодательного регулирования административного задержания не ослабевает и в настоящее время, что доказывают периодически появляющиеся на страницах научных журналов публикации . Однако, несмотря на активность ученых в изучении отмеченной проблемы, единства мнений относительно некоторых аспектов применения этой меры обеспечения производства до сих пор не наблюдается.

——————————–
Напр.: Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 73 – 81; Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 144 – 146; Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 98 – 142.
Напр.: Дубик П.А. Некоторые правовые вопросы применения к военнослужащим доставления и административного задержания // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 6; Кондратьев С.М. Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 7. С. 4 – 9; Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. 2011. N 10. С. 50 – 53; Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 60 – 67; Травина О.А., Щеколдина Ю.А. Административное задержание, осуществляемое пограничными органами Федеральной службы безопасности // Проблемы укрепления законности в военной организации государства: Российский военно-правовой сборник N 14. М., 2010. Вып. 109. С. 307 – 311; Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 34 – 37.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. При осуществлении административного задержания таким нормативным правовым актом является только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ .

——————————–
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: с изм. от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2015. 6 марта.

Смысл слова “задержать” означает временно лишить свободы до выяснения причастности к нарушению порядка, преступлению , а задержание – мера, осуществляемая представителями органов правопорядка, состоящая в лишении человека свободы, заключении его под стражу .

——————————–
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 203.
Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 2005. С. 744.

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении .

Длительный период времени административное задержание относилось к мерам административного пресечения, и лишь отдельные ученые считали данную меру административно-обеспечительной. Например, В.П. Кудрявцев утверждает, что “административное задержание есть единая мера административного принуждения, которая служит достижению нескольких целей… Данной мере присущ внутренний универсализм: действия правоприменителя, с одной стороны, направлены на прекращение противоправного поведения, с другой стороны, они создают условия для привлечения виновных к ответственности. Таким образом, эти действия отражают единство и неразрывность воздействия материального (пресекательного) и обеспечительного (процессуального)” . Дальнейшее развитие науки административного права привело к тому, что административное задержание теперь находится в самостоятельной группе мер административных принуждений – мер обеспечения производства.

Кудрявцев В.П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 10 – 11.

Правовой статус задержанного в юридической литературе трактуется неоднозначно. Одни ученые считают, что в случае административного задержания речь идет об ограничении свободы лица , другие полагают, что суть такого задержания состоит все же в лишении свободы . Личную свободу характеризует свобода действий, поведения и передвижений, а рассматриваемая мера предусматривает полную подневольность задержанного лица на протяжении всего времени его содержания в специально отведенном для административно-задержанных помещении или учреждении. В пользу такой позиции свидетельствуют и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых указывается, что “задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы” . В международных нормативных правовых актах под задержанным лицом также понимается лицо, “лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения” . Полагаем, что в данном случае целесообразно руководствоваться указанными нормативными правовыми актами, в которых считается, что в случае задержания лица оно лишается на какое-то время свободы, а не ограничивается в ней.

——————————–
Напр.: Агеенкова Г.Т. Меры административного пресечения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 14; Сергун П.П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1987. С. 13; Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения и их применение (по материалам деятельности органов внутренних дел): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 13 и др.
Напр.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 21; Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев, 1979. С. 64 – 65; Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2001. С. 230 – 231 и др.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П “По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова” // Российская газета. 2009. 3 июля.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Правовые основы деятельности системы МВД России: сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 – 157.

Несколько противоречиво, на наш взгляд, определение административного задержания как кратковременного ограничения свободы. Действительно, КоАП РФ предусматривается применение административного задержания сроком до 48 часов, а это достаточно продолжительный период времени. При этом следует заметить, что с позиции Конституционного Суда Российской Федерации такое продолжительное задержание может применяться “лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста” . Таким образом, подчеркивается, что далеко не в каждом случае возможно продление срока административного задержания до 48 часов, а в большинстве случаев такой срок не должен превышать трех часов.

——————————–
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П // Российская газета. 2009. 3 июля.

В связи с этим небезынтересной представляется позиция Л.Л. Попова, понимающего под административным задержанием принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, применяемое с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя . Вместе с тем автор рассматривает административное задержание как ограничение свободы лица, что, по нашему мнению, как уже ранее было указано, является не совсем верным.

——————————–
Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 305.

В соответствии с вышеизложенными соображениями предлагаем ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: “…административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица…”.

Некоторые авторы считают, что целью административного задержания также является пресечение длящегося правонарушения. Так, А.И. Стахов в своем учебном пособии пишет, что основанием административного задержания является наличие достаточных данных полагать, что лицо продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности . По мнению М.И. Еропкина, “административное задержание лица, совершившего административный проступок, позволяет установить его личность и составить необходимые для привлечения к административной ответственности документы. Однако эта сторона правообеспечительной функции, выполняемой мерами административного пресечения, носит вспомогательный характер, тогда как главное состоит в прекращении противоправного поведения” . Следует заметить, что на момент опубликования работы М.И. Еропкина доставление не входило в число мер обеспечения производства. В настоящее же время административное задержание применяется к лицу, в отношении которого уже была применена мера обеспечения производства (доставление), а следовательно, пресекательная функция более присуща все же доставлению. Выявление правонарушения в таких условиях является неуместным, т.к. правонарушение уже выявлено в ходе доставления. Таким образом, предлагаем в п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ заменить слова “при выявлении административных правонарушений” на слова “в отношении лиц, доставленных в связи с совершением административных правонарушений” и изложить в следующей редакции: “1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – в отношении лиц, доставленных в связи с совершением административных правонарушений…”.

——————————–
Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2004. С. 58.
Еропкин М.И. Методы и формы государственного управления. М., 1967. С. 114.

Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, “анализ правоприменительной практики, а также специальной юридической литературы позволяет судить о некоторых проблемах применения административного задержания” . Так, например, возникает ряд вопросов относительно оснований, предусмотренных для применения административного задержания. Исходя из содержания ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что любое лицо, совершившее административное правонарушение и доставленное в ОВД, может быть подвергнуто административному задержанию по имеющимся основаниям, ведь необходимость “…обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении” может возникнуть практически в любой ситуации, по любому административному правонарушению. Не ясно, почему необходимость таких действий возникает лишь “в исключительных случаях” и какой смысл вложил законодатель в понятие “исключительные случаи”. В связи с этим правоприменитель вынужден при осуществлении административного задержания руководствоваться своими субъективными знаниями и опытом, что не способствует объективному применению административного задержания.

——————————–
Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003. С. 122.

Применительно к установлению оснований для административного задержания показателен опыт законодателя, четко и понятно изложившего основания для уголовно-процессуального задержания лица. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ предусматриваются конкретные, четко сформулированные основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:

– когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

– когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

– когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

——————————–
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ: в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 47-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря; 2015. 11 марта.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, или следователем, или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу .

Думается, что и в случае с административно-процессуальным задержанием основания такого задержания должны быть конкретизированы и исключать двойственность их толкования.

В целях наиболее эффективного обеспечения правоприменительной практики полагаем, что целесообразно закрепить в КоАП РФ основания административного задержания и изложить ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ в следующей редакции: “Административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица, может быть применено при наличии одного из следующих оснований:

1) для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

2) для установления личности правонарушителя и составления необходимых по делу об административном правонарушении процессуальных документов;

3) при наличии достаточных данных полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности;

4) если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства”.

Зачастую лицо, доставленное в помещение ОВД за совершение административного правонарушения, находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. При этом в ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ недостаточно четко определен срок, с которого исчисляется административное задержание лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления. Действительно, опьянение и вытрезвление – это категории не юридические, а медицинские, однако если состояние опьянения определяется с помощью медицинского освидетельствования, то момент вытрезвления лица, содержащегося в специальном помещении дежурной части ОВД, вызывает определенные сложности, т.к. медицинские признаки опьянения (например, наличие алкоголя в крови или запах спиртного) у некоторых лиц сохраняются достаточно продолжительное время. Зачастую получается, что сотрудник полиции, основываясь на своих субъективных знаниях, определяет момент вытрезвления лица, совершившего административное правонарушение, и принимает решение о начале исчисления срока административного задержания. Такая неопределенность может способствовать необоснованному увеличению сроков административного задержания, поэтому критерии вытрезвления нуждаются в более детальной проработке и конкретизации. Думается, что целесообразно закрепить максимальный срок вытрезвления лица, а определение момента вытрезвления лица, содержащегося в специальном помещении дежурной части ОВД, должно осуществляться медицинским работником, обладающим соответствующими знаниями (врачом-наркологом или фельдшером).

Административное задержание: основания, порядок применения.

Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.

Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:

  • посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
  • совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.

Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.

Административная ответственность: Видео

58.Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.

30.12.01 г. принят новый кодекс об административных правонарушениях, устанавливающий ряд мер административного ограничения прав и свобод человека и гражданина. В гл. 27 эти меры именуются, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях? Данные меры применяются в следующих случаях:

1. В целях пресечения правонарушений.

2. При установлении личности правонарушителя.

3. При составлении протокола, при невозможности его составления на месте.

4. Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административных правонарушениях и исполнения, принятого по делу постановления.

Меры: 2. Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела или исполнения постановления по делу. Срок административного задержания не должен превышать 3 часов. За исключением двух случаев: 1). При производстве по делу о правонарушении, посягающем на режим государственной границы и порядок пребывания на территорию РФ, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов. 2). При производстве по делу о правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания: административный арест. Лицо также может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.

В действующем КоАП РСФСР меры административно-процессуального обеспечения содержатся в главе 19.

59.Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.

Доставление как мера административного пресечения выражается в принудительном перемещении физического лица уполномоченными на то должностными лицами субъекта административной юрисдикции в помещение государственного органа для последующего содержания и разбирательства, что ограничивает конституционное право доставляемого лица на свободу и личную неприкосновенность посредством пресечения возможности продолжения им каких-либо деяний. Действующее административное законодательство предоставляет право сотрудникам милиции осуществлять доставление в следующих случаях: а) в милицию или помещение органа местного самоуправления сельского поселения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если его составление является обязательным (ст.27.2 КоАП РФ);б) в медицинские учреждения, либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (п. 11 ст. И Закона РФ «О милиции»); в) в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п.9 ст. 11 Закона РФ «О милиции»); г) в приемники-распределители, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной поддержки.

Смотрите еще:

  • Закон о рождении 3 ребенка в 2017 году в россии В 2017 году на выплаты семьям при рождении третьего ребенка планируется выделить 16 млрд руб. Как сообщил Минтруд России на своем официальном сайте, в проекте бюджета на 2017-2019 годы предусмотрено 48 млрд руб. на выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей. […]
  • Кузнецов си Адвокат брянск Коллегии адвокатов 1. Брянская независимая коллегия адвокатов «НАДЕЖДА» Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Калинина, 99-А Телефон : 66-08-65 Члены коллегии: ГЛАЗКОВА Людмила Павловна НЕМКОВ Николай Анатольевич СТАРИКОВА Эра Васильевна ЧЕРВЯКОВ Виктор Афанасьевич СЫСОЕВ Анатолий Андреевич 2. […]
  • Алименты на внебрачного ребенка и на мать С меня требуют алименты на внебрачного ребенка, но я сомневаюсь, что он от меня Я в браке не был с меня требуют алименты, но не факт что это мой ребенок ему 6 лет! Что делать!! Ответы юристов (3) Добрый день! Кто записан отцом ребенка в свидетельстве о рождении? Если на вас подали в суд […]
  • Судебный пристав город альметьевск Альметьевский районный отдел судебных приставов Звоню Четверговой уже 48 раз и так никто и не берет телефон Для чего телефоны, если никак не дозвониться. 3 сутки не могу дозвониться до приставов. сам нахожусь в другом регионе не могу приехать и элементарно не могу дозвонится 3 ий […]
  • Протокол 3 заседания совета адвокатской палаты ростовской области Адвокатский кабинет "ПРАВОСУДИЕ" адвоката Лисицына Евгения Анатольевича Гонорар адвоката Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Деятельность адвоката это квалифицированная юридическая помощью физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод, интересов и […]
  • Ст115 ук рф коментарии Ст115 ук рф коментарии 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью имеет место в случаях, когда оно вызывает кратковременное расстройство здоровья потерпевшего или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, либо приводит к наступлению обоих этих последствий. 2. Объект […]
  • Закону украины о защите прав потребителей Закон Украины "О защите прав потребителей" Закон Украины "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителями товаров и услуг и производителями, исполнителями, продавцами, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их […]
  • Продавец по законодательству о защите прав потребителей это Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 […]