1 статья бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет

Все организации, находящиеся на территории РФ должны вести бухгалтерский учет. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.

Основная цель организации бухгалтерского учета — создание условий для достижения наиболее оптимальных результатов хозяйственной деятельности. Задачами бухгалтерского учета являются обеспечение контроля за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых, а также финансовых ресурсов. При помощи бухгалтерского учета руководство предприятия имеет полную и достоверную информацию о всех текущих хозяйственных процессах. Кроме того, данная информация необходима учредителям, кредитно-финансовым учреждениям, а также другим организациям для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Предприятия ведут три вида учета: оперативный учет, бухгалтерский учет и статистику. Цель оперативного учета – создание условий для эффективного оперативного планирования и текущего управления. Данный вид учета ведут там, где производится продукция предприятия и выполняются хозяйственные функции. Данные оперативного учета используются внутри предприятия. По своей сути, статистический учет является видом учета обобщающего характера, характеризующий производство на макроуровне. Данный вид учета имеет своей целью получение информации о состоянии экономики, о ценах на рынке труда, ценах на средства производства и товары, ценные бумаги, наличии рабочей силы. Бухгалтерский учет является основной формой учета на предприятии. Именно бухгалтерский учет дает основную и полную картину наличия средств и хозяйственной деятельности, которая осуществляется предприятием.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:
1) строгое документирование;
2) непрерывность учета без изъятий.

Основным нормативным актом, регламентирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступивщий в силу с 1 января 2013 г. В соответствии со ст. 1 данного закона бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цель принятия нового закона — устранение пробелов в законодательстве, а также исключение устаревших и неэффективных норм, содержащихся в ранее действовавшем Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодатели привели нормы Федерального закона, регулирующего систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов. В Законе N 402-ФЗ совершенно иначе, чем в Законе N 129-ФЗ, сформулированы определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия Закона «О бухгалтерском учете», объекты бухгалтерского учета и другие понятия. Так, в соответствии с Законом N 402-ФЗ его целью является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности; создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. В соответствии с Законом N 129-ФЗ его целью является обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Расширен круг лиц, которые обязаны вести бухгалтерский учет.

Определен порядок передачи руководителям функций по ведению бухгалтерского учета, а также установлены требования по образованию и стажу работы для главных бухгалтеров и других лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета.

Для оформления первичных учетных документов унифицированные формы больше применяться не будут. Руководители экономических субъектов должны утвердить формы первичных учетных документов и регистры бухгалтерского учета самостоятельно.

В Законе N 402-ФЗ представлены новые статьи об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Отдельная статья Закона N 402-ФЗ посвящена внутреннему контролю: экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Впервые Законом N 402-ФЗ предложена система регулирования бухгалтерского учета, основанная на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, а также определены принципы регулирования бухгалтерского учета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 26.10.2017

Есть определенная категория административных дел, когда к административной ответственности привлекаются не только руководители государственных и муниципальных учреждений, но и главные бухгалтеры. В связи с этим главному бухгалтеру приходится в суде самостоятельно, без юридической поддержки, отстаивать свою правоту, приводя соответствующие доказательства и давая объяснения. Между тем существуют определенные правила поведения при рассмотрении дел в суде. О том, как правильно вести себя в суде, чтобы не навлечь на себя еще и наложение мер процессуального принуждения, в том числе судебного штрафа, мы и будем сегодня говорить.

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Рассмотрим следующую ситуацию. По данным бухгалтерского учета, за отчетный период в нашей организации получен убыток. Налоговая инспекция настоятельно «предлагает» перенести часть расходов (заработную плату и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком договорам) на счет 97 для того, чтобы показать как минимум нулевой результат. Какие последствия будут для нашей организации, если мы выполним «рекомендации» налоговой инспекции?

Дата размещения статьи: 21.02.2017

Определение и измерение результатов эффективности применения положений нормативных правовых документов, разработанных на федеральном уровне и предназначенных для формирования информации в российском бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, является важной деятельностью, представляющей достаточно сложный процесс. Однако он необходим для решения задач сокращения затрат на ведение и организацию учетной деятельности субъектами экономики, повышения действенности нормативно-правового механизма, наиболее полного удовлетворения информационных потребностей в учетной и отчетной информации заинтересованных пользователей, роста качественного состояния нормативно-правового обеспечения бухгалтерского учета.

Дата размещения статьи: 15.02.2017

За каждый отчетный (налоговый) период начиная с I квартала (января) 2016 г. российские организации должны были представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль по установленной форме (электронному формату). Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль,

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 с 1 января 2017 г. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» будет действовать в новой редакции, из которой исключено положение о том, что указанная Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, которые вносятся в Постановление N 1).

Дата размещения статьи: 10.11.2016

Различные направления финансовой деятельности государства основаны на обобщении и анализе данных бухгалтерского учета, иной финансовой документации. Анализ финансовыми органами государства материалов бухучета положен в основу проведения контрольных и иных мероприятий, охватываемых содержанием финансовой деятельности государства, носящих управленческий характер по отношению к соответствующим объектам.

Дата размещения статьи: 31.10.2016

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016) случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Дата размещения статьи: 17.09.2016

В современных условиях продолжается реформирование экономики РФ. Реформирование производится путем выработки и введения в действие нормативных документов различных уровней. Такие документы имеют различные сроки применения и могут действовать либо как срочные, отражающие необходимость регулирования экономики в текущих условиях, либо принимаются как документы, направленные на длительное использование. Эти документы носят в некоторых случаях концептуальный характер.

Дата размещения статьи: 19.08.2016

С 10 апреля 2016 г. в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.

Дата размещения статьи: 05.08.2016

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4] [5] [6]

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ в часть 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ часть 10 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

См. схему «Бухгалтерская отчетность»

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Новый закон «О бухучете»

Бухгалтерия — обязательная составляющая любой организации, и частной, и государственной. Контроль за движением денежных средств, выдача заработных плат, расчет прихода-расхода — задачи специалистов по бухучету. Их деятельность, права, обязанности, особенности оформления документов, состав отчетности, порядок учета — все это регулируется федеральным законом № 402 — «О бухгалтерском учете».

Описание закона «О бухучете»

Настоящий ФЗ 402 был принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации — 29 ноября 2011 года. Предмет его рассмотрения — бухгалтерский учет и отчетность, а точнее — установление единых государственных требований к этим важным составляющим экономики страны.

Среди основных понятий, используемых в законе, стоит отметить следующие:

  • Бухгалтерская отчетность — информация о финансовом положении субъекта экономики;
  • Стандарт бухучета — документ, который устанавливает минимальные требования к предмету закона;
  • Отчетный период — время составления бухгалтерской отчетности;
  • Организации государственного сектора — муниципальные учреждения, имеющие отношение к финансовой деятельности.

Последняя редакция федерального закона «О бухгалтерском учете» вступила в силу 18 июля 2017 года. Результат — отдельные положения закона были изменены или дополнены (подробно изменения будут описаны далее в статье).

Последние изменения, внесенные в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

За все время его существования, изменения в настоящий федеральный закон вносились неоднократно. Вносились поправки в определения понятий, особенности бухгалтерского учета и в порядок внутреннего контроля в этой сфере. Последняя редакция от 18 июля 2017 года затронула несколько другие составляющие ФЗ 402.

Измененные пункты закона о бухгалтерии:

  • ч. 1, ст. 21 дополнена пунктом 2.1. Теперь в список документов, связанных с контролем бухгалтерского учета, входят и нормативные акты Центробанка РФ;
  • п. 5, ч. 3, ст. 21 изменен. В новой редакции под федеральные стандарты не попадают планы счетов бухучета и для некредитных финансовых организаций (раньше это относилось только к кредитным);
  • ч. 6, ст. 21 изменена и дополнена. В результате внесенных изменений, нормативные акты Центрального Банка РФ регулируют не только сами планы счетов бухучета, но и порядок их применения, группировку, формы раскрытия информации и др.;
  • ч. 15, ст. 21 изменена и дополнена. В тексте последней редакции данной части федерального закона № 402 добавлен ряд ссылок на часть 6 статьи 21, с той же пометкой — они не должны противоречить стандартам и нормативам Центробанка РФ. Это же касается рекомендаций в области бухгалтерского учета и стандартов экономических субъектов;
  • п.1, ч.1, ст. 23— изменен и дополнен. В этом пункте теперь присутствует ссылка на часть 6 статьи 21 ФЗ 402, которая незначительно расширяет полномочия Центрального Банка Российской Федерации в отношении бухгалтерского учета;
  • ст. 30— дополнена частью 1.1. В ней говорится, что положения по бухучету, принятые Минфином РФ начиная от 1 октября 1998 года признаются федеральными стандартами.

Скачать ФЗ 402 в последней редакции

С момента принятия федерального закона «О бухгалтерском учете», он претерпел ряд изменений, включая приведенные выше. Для лиц, чья деятельность тесно связана с предметом ФЗ 402, лучше ознакомиться с полным текстом последней редакции бухгалтерского закона.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете. Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

2. Настоящий формат (часть CXXXVI, версия 5.02) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.2011 N 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н» и от 17.08.2012 N 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н».

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, перечисленных в этой части, в том числе поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Новый Федеральный закон о бухгалтерском учете: общие положения

Закон, которого мы давно ждали

6 декабря 2011 года Президент РФ подписал новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете», которому был присвоен № 402-ФЗ. Он вступает в силу с 1 января 2013 года (cт. 32). До этого момента продолжает действовать Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Это означает, что у нас будет целый год, чтобы внимательно изучить положения данного документа и постараться понять, что его предписания могут изменить в практике бухгалтерского учета в России. Появление этого Закона можно назвать долгожданным. Уже несколько лет мы могли знакомиться с соответствующими Законопроектами, которые в соответствие с пунктом «р» статьи 71 Конституции РФ в том числе назывались «Закон об официальном бухгалтерском учете». С момента вступления в силу действующего Закона о бухгалтерском учете (далее — Закон 1996 года) до момента подписания рассматриваемого нами нового Федерального закона о бухгалтерском учете (далее — Закон 2011 года) прошло более 15 лет. Практика учета в России изменилась очень существенно. Значимо изменилось собственно российское законодательство, регулирующие экономическую деятельность; вышло огромное количество новых нормативных правовых актов, определяющих методологию учета; принятый за это время и уже успевший неоднократно измениться Налоговый кодекс РФ разделил финансовый и налоговый учет; значимо изменился статус МСФО в России, сформировалась практика ведения управленческого учета отечественными компаниями. Важно отметить, что все эти изменения происходили в рамках норм Закона 1996 года, что, безусловно, указывает на его достоинства. Тем не менее, развитие практики учета в стране требовало новаций и в области законодательного ее регулирования. И вот они появились. Закон, о котором мы будем говорить, включает в себя целый ряд кардинально новых моментов.

Новое определение бухгалтерского учета

Текст Закона 1996 года (ст. 1) начинался с определения бухгалтерского учета, его объектов и стоящих перед бухгалтерским учетом задач.

Первые строки Закона 2011 года определяют собственно его цели, называя таковыми «установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета».

Здесь в первую очередь следует обратить внимание, что Закон 2011 года фактически разделяет два самостоятельных объекта своего регулирования. Это, во-первых, вопросы методологии учета, то есть «требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности». Во-вторых, это определение прав и обязанностей лиц, имеющих отношение к практике бухгалтерского учета в России. Эта вторая группа вопросов определяется как «правовой механизм регулирования бухгалтерского учета».

Данное разделение было присуще и Закону 1996 года, который, с одной стороны, регулировал вопросы установления обязанности по ведению бухгалтерского учета и представления отчетности, определения порядка нормативно-правового регулирования бухгалтерской практики, разграничения ответственности за ведение учета руководителя организации и ее главного бухгалтера и т. п., а с другой, определял ряд методологических учетных принципов. Таким образом, данное положение сохранилось, и Закон 2011 года не стал актом, исключительно устанавливающим тот самый «правовой механизм регулирования» учетной практики.

Также здесь следует обратить внимание на специальное упоминание отчетности как предмета регулирования данным Законом, что подчеркивает именно информационную роль бухгалтерского учета в современной экономике.

Помимо этого обращает на себя внимание использование термина «финансовая отчетность». Это ново, и по всей видимости, отражает практику разделения бухгалтерского учета на финансовый (внешняя, официальная отчетность), налоговый (налоговая отчетность) и управленческий (внутренняя, конфиденциальная учетная информация). Однако, это отчасти и новая интерпретация термина бухгалтерский учет в его официальном, так скажем, прочтении, задаваемом процитированным выше положением Конституции РФ.

Далее пункт 2 статьи 1 Закона 2011 года дает новое определение бухгалтерского учета. Это чрезвычайно важно. Закон гласит:

«Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Напомним, что Закон 1996 года (п. 1 ст. 1) определял бухгалтерский учет как «упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Итак, если Закон 1996 года говорил об учете как о системе, что, конечно, больше подходит для характеристики учета конкретной компании, то здесь учет определен как деятельность. И если бухгалтер, согласно Закону 1996 года регистрировал и обобщал информацию, то согласно Закону 2011 года он ее (информацию) формирует. Это кардинально отличает рассматриваемые формулировки.

Если главное — это зарегистрировать и обобщить информацию, то та информация, которая представляется в отчетности, это лишь укрупненные данные первичных документов.

Новое же определение подчеркивает, что методология учета, то есть те записи на счетах, которые составляет бухгалтер, та классификация учетных объектов, которая предстает перед пользователем в отчетности, те оценки, которые этим объектам вменяются, преобразуя данные первичных документов, создают новое информационное сообщение. Именно его и получает заинтересованный пользователь. И цель бухгалтерского учета заключается в формировании этого сообщения — бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Далее, говоря о предмете учета как об «объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом», а не об «имуществе, обязательствах и их движении» данное определение разрывает связь методологии учета с гражданским правом. Теперь согласно Закону 2011 года о бухгалтерском учете объектом учета может выступать то, что не является ни имуществом, ни обязательством в гражданско-правовом смысле. Это очень важная новация. И это существеннейший шаг отечественной учетной практики в сторону сближения с МСФО и англо-американской учетной школой в целом.

Также следует обратить внимание на то, что информация об «объектах» бухгалтерского учета, согласно новому его определению, может формироваться не только в результате учета «хозяйственных операций», но и иных фактов.

Наконец, следует обратить внимание на то, что определение и Закона 1996 года, и Закона 2011 года говорит об информации: в первом случае как об объекте учета, во втором — о его результате. И вот здесь нам следует иметь в виду существование специального Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ).

Данный закон (ст. 2) говорит об информации как о «сведениях (сообщениях, данных) независимо от формы их представления». Он определяет такие важные для нашего случая понятия как:

обладатель информации — «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам»;

доступ к информации — «возможность получения информации и ее использования»;

конфиденциальность информации — «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя»;

предоставление информации — «действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц»;

распространение информации — «действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц»;

документированная информация — «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель»;

электронный документ — «документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

В соответствии со статьей 5 Закона № 149-ФЗ информация является объектом правовых отношений. Данная статья содержит ряд важных положений, имеющих непосредственное отношение к данным бухгалтерского учета и содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности как информации.

Согласно Закону № 149-ФЗ «информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения» (п. 1 ст. 5).

Пункт 2 статьи 5 Закона № 149-ФЗ устанавливает, что «информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)».

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 закона 149-ФЗ, «информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается».

Новое законодательное определение бухгалтерского учета говорит о документированной и систематизированной информации. Отсюда, важным является и определение Законом № 149-ФЗ понятия «информационная система». Согласно указанному Закону это «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (ст. 2).

Определяя понятие «бухгалтерский учет», Закон 1996 года давал определение и трем его «основным задачам». Напомним, что в качестве таковых назывались:

Определение достоверности информации не как обязательного требования к ней, а как задачи учета, рассмотрение учетной информации для внешних пользователей как средства контроля за соблюдением законодательства РФ, видение задачи учета как предотвращения убытков и выявления «внутрихозяйственных резервов», а также представление бухгалтерии как средства обеспечения финансовой устойчивости компании — все эти формулировки звучали несколько абсурдно и не очень соответствовали действующим нормам права. Это делает их исчезновение из текста Закона 2011 года хорошей новостью.

Сфера действия нового Закона

Статья 2 Закона 2011 года носит название «Сфера действия настоящего Федерального закона». Это название полностью аналогично названию статьи 4 Закона 1996 года. Вместе с тем, значение соответствующих положений в Законе 2011 года существенно меняется.

Закон 2011 года разграничивает понятия «сферы действия закона» и «обязанности ведения бухгалтерского учета». Регулирование этих вопросов в Законе 1996 года объединялось в статье 4, которая в том числе определяла и освобождение ряда лиц от обязанности ведения бухгалтерского учета (см. п.п. 2, 3, 4 ст. 4 Закона 1996 года). В Законе 2011 года обязанность ведения бухгалтерского учета определяется статьей 6. Статья же 2 определяет именно и исключительно «сферу действия настоящего Федерального закона».

Пункт 1 статьи 2 Закона 2011 года объединяет лиц, на которых распространяется его действие, термином «экономические субъекты». На этом понятии нам необходимо отдельно остановиться, чтобы обратить внимание на возможности его некорректной трактовки.

Дело в том, что в общеупотребительной экономической терминологии понятие «экономический субъект» не всегда связывается с правовыми понятиями физического и юридического лица. Под экономическим субъектом может пониматься и то, что МСФО определяют термином «бизнес». МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» определяет это понятие как «интегрированную совокупность видов деятельности и активов, осуществление которых и управление которыми способно привести к получению дохода в форме дивидендов, снижения затрат или какой-либо иной экономической выгоды, непосредственно инвесторами или другими собственниками, участниками или членами».

Понятие «бизнес» лежит в основе методов формирования консолидированной финансовой отчетности и полностью соответствует идее приоритета экономического содержания над юридической формой, отражаемой в положениях МСФО. Консолидированная отчетность, объединяя показатели отчетности группы юридически самостоятельных организаций, представляет их в качестве единого экономического субъекта.

С другой стороны, в рамках одного юридического лица могут осуществлять деятельность несколько самостоятельных экономических субъектов, не имеющих при этом правомочий самостоятельных организаций.

Однако, определяя сферу своего действия, Закон 2011 года определяет возникающие в связи с вступлением его в силу обязанности участников экономической деятельности. А обязанности, в соответствии с действующими нормами права могут возникать только у лиц. И здесь нам следует обратиться к нормам ГК РФ — подраздел 2 «Лица» первой части ГК РФ. Это базовые понятия гражданского законодательства, но здесь для нас они имеют определяющее значение. Отсюда, говоря об «экономическом субъекте», Закон 2011 года имеет в виду субъекта правовых отношений, «лицо» в правовом определении данного понятия.

Говоря о распространении сферы своего действия на юридических лиц, Закон 1996 года (п. 1 ст. 4) устанавливал, что он «распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».

Закон 2011 года иначе формулирует соответствующие положения.

Согласно пункту 1 статьи 2 данного закона, его действие «распространяется на следующих лиц (далее экономические субъекты)»:
«коммерческие и некоммерческие организации»;

Возникает вопрос: о каких организациях идет речь? Учитывая содержание подпункта 5 этого же пункта статьи 2, согласно которому «находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации», речь, по всей видимости, идет об организациях, то есть юридических лицах, созданных по законодательству Российской Федерации.

Далее, пункт 1 статьи 2 закона устанавливает, что его действие распространяется на
«государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов».

Подпункт 3 пункта 1 статьи 2 Закона 2011 года специально указывает на то, что его действие распространяется на
«Центральный банк Российской Федерации».

Однако выше Закон определял, что его действие распространяется на коммерческие и некоммерческие организации. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Существование иных типов юридических лиц (организаций) ГК РФ не предусматривает. В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) «банк России является юридическим лицом», однако особенным юридическим лицом. Только это объясняет выделение в статье 2 Закона 2011 года данного отдельного пункта.

Здесь наш комментарий будет не полным, если мы не обратим внимание на ряд положений действующего Закона о Банке России, а именно на:

Согласно статье 25 годовой отчет Банка России, в том числе, включает годовую финансовую отчетность Банка России и аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России.

Той же статьей 25 Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливается, что в его целях «под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:

Подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Закона 2011 года распространяет его действие также и на «индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой)».

Напомним, что пункт 2 статьи 4 Закона 1996 года устанавливает, что «граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица».

Термин «граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» соответствует содержанию статьи 23 ГК РФ «Предпринимательская деятельность гражданина», согласно пункту 1 которой «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Сложнее дать определение понятию «частная практика» и «занятия частной практикой», так как эти термины в настоящее время используются в отечественных нормативно-правовых актах только в привязке к определенным видам деятельности. Что же такое «частная практика» и «занятия ею» в целом — это вопрос, на который в рамках нормативно-правовой терминологии ответить сложно.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона 2011 года он «применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности».

Пункт 3 статьи 2 Закона 2011 года гласит, что: «настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета».

Напомним, что содержание договора доверительного управления имуществом определяется главой 53 (часть вторая) ГК РФ «Доверительное управление имуществом». В целом, согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ, «по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)».

Статьей 1018 ГК РФ (п. 1) специально устанавливается, что «имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет».

Нормы о договоре простого товарищества содержит глава 55 ГК РФ (часть вторая).

Согласно пункту 1 статьи 1041 ГК РФ, «по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели».

При этом пунктом 2 статьи 1043 ГК РФ устанавливается, что «ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц».

Пункт 4 статьи 2 Закона 2011 года устанавливает, что он «применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ „О соглашениях о разделе продукции»».

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон № 225-ФЗ) «соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск».

Специальная статья Закона № 225-ФЗ (статья 14. Учет и отчетность) определяет, что учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению должен вестись «по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением». При этом пункт 2 статьи 14 Закона № 225-ФЗ устанавливает, что «бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте. В случае, если ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность, предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные как в принятой иностранной валюте, так и в рублях. При этом все данные, исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности». Процитированная выше формулировка пункта 4 статьи 2 Закона 2011 года устраняет противоречие между положениями статьи 14 Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и статьи 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» нового Закона 2011 года «О бухгалтерском учете».

Подчеркивая методологическую свободу организаций в ведении управленческого учета для целей формирования внутренней бухгалтерской отчетности, пункт 5 статьи 2 Закона 2011 года устанавливает, что его положения не применяются «при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона».

Здесь лишь следует отметить, что определяя как одну из целей бухгалтерского учета формирование информации о деятельности организаций для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона 1996 года), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержал специальных предписаний, касающихся управленческого учета организаций.

В следующей статье мы продолжим знакомство с положениями нового Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

От редакции:
Ряд новаций, вводимых новым законом о бухгалтерском учете предусмотрен в программах системы «1С:Предприятие» уже сейчас.
С вступлением в силу нового закона будут отменены унифицированные формы первичных учетных документов. Теперь организации должны их разрабатывать и утверждать самостоятельно. В программах «1С» вся «первичка» реализована, если организация не хочет разрабатывать собственную, может применять наши готовые формы.
В законе предусмотрена возможность обмена документами с контрагентами и государственными органами в электронном виде. Соответствующий функционал уже есть в «1С:Управлении торговлей 8» и будет реализован в других решениях в 2012 году.
Новый закон вводит обязанность ведения бухгалтерского учета для всех экономических субъектов, в т.ч. организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (сейчас большинство организаций на УСН не обязаны это делать). В «1С:Бухгалтерии 8» возможность ведения бухгалтерского учета для организаций на «упрощенке» поддерживается изначально — фирма «1С» исходила из того, что для эффективного ведения экономической деятельности даже совсем небольшим компаниям может понадобиться полноценный бухгалтерский учет.

Смотрите еще:

  • Уголовный кодекс 1923 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июля 1923 г. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июля 1923 г. и вступил в действие с 1 сентября этого же года. ГПК состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей. Первая часть содержала основные положения по […]
  • Как выставить счет если есть скидка Как выставить счет, если оплата разбита на 2 части? Добрый день! Я ИП, договорились с покупателем, что оплата будет произведена в 2 этапа(1 этап 60% от полной стоимости) , подскажите, на какую сумму мне выставить ему счет? На полную, а он сам посчитает 60%, которые должен заплатить? Либо […]
  • 23 домашний арест как мера пресечения КС РФ: домашний арест применим, если подозреваемому или обвиняемому грозит лишение свободы Конституционный Суд Российской Федерации пришел к такому заключению, рассмотрев жалобу заявителя на неконституционность ч. 1 и ч. 3 ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса в той мере, в которой […]
  • Статья 65 273 фз Порядок выплаты родителям компенсации за присмотр и уход за детьми в детских садах могут скорректировать Разработаны меры, направленные на снижение финансовой нагрузки на родителей и материальную поддержку воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации дошкольного […]
  • Ст 346 20 нк рф Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица СТ 20 НК РФ. 1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых […]
  • Трудовые права человека и гражданина в российской федерации Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и […]
  • Как написать в суд статья 116 Статья 116 УК РФ. Побои 10 февраля 2017 18 июня 2013 17 февраля 2011 27 января 2011 9 ноября 2010 Обсуждение статьи Вопросы по статье Я развелся с женой. Она живет в моем доме с ребенком. Приезжал за вещами. она накинулась, на меня, я начал отбиваться. вместе упали, прибежал мой отец, […]
  • Закон транспортный налог в липецкой области Закон транспортный налог в липецкой области от 25 ноября 2002 года N 20-ОЗ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПринятпостановлениемЛипецкого областного Совета депутатовот 14 ноября 2002 года N 114-пс Статья 1. Общие положения 1. Настоящий Закон Липецкой области определяет ставки, […]